Очерки и исследования по истории русской музыки

Классическая ясность, прозрачность изложения и стройность композиции в этом финале1 находятся в полном соответствии с общим характером произведения.

Первый концерт для фортепиано Глазуновым был задуман в одно время с созданием скрипичного, хотя окончательное оформление он получил несколькими годами позже2. Этой

1 По форме финал скрипичного концерта представляет собой обычное в классических концертных финалах рондо с двумя эпизодами

* В письме от 26 ноября 1911 г. Глазунов писал К. Н. Игумнову, первому исполнителю этого концерта в России: «Очень счастлив, что 1Ш одобряете мои вариации. Мне это тем более дорого, что они — последний продукт моего заметно остывающего творчества и написаны па совершеихронологической близостью можно отчасти объяснить наличие тесных, непосредственных связей между ними, проявляющихся не только в общем эмоциональном характере музыки, но и в интонационном строении некоторых основных тем. Сказанное относится преимущественно к первым частям. Главная партия написанного в сонатной форме Allegro moderato из фортепианного концерта основана на широкой певучей мелодии романсно-элегического склада, которая многими своими чертами напоминает начальную тему скрипичного концерта. Начинаясь с квинтового звука минорного лада, она плавно спускается к тонике, после чего следует выразительно напряженный подъем к VII натуральной ступени по звукам малого септаккорда:

Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

но самостоятельный новый материал, тогда как I часть задумана была уже лет 7 тому назад» (Глазунов А. К- Письма, статьи, воспоминания, с. 354). Как видно из этого указания, замысел первой части концерта возник около 1904 г., то есть в период работы над скрипичным концертом илн вскоре после его окончания. Эскизная запись первой части (Рукописный отд. ЛГК. № 1394) датирована 16 сентября 1910 г. Вторая часть, написанная в форме вариаций, была создана годом позже, 21 июня. В конце всего произведения проставлена дата — «Озеркн 23 июня 1911». Обилие исправлений и вклеек в сольной партии свидетельствует о тщательной и упорной работе композитора над фортепианной фактурой.

Характерно для данной темы и обилие «чувствительных» секундных оборотов с задержаниями, вносящих оттенок известной элегической томности. Вместе с тем она не так широко развернута, как в скрипичном концерте, мелодическое дыхание ее короче, отдельные фразы разделены ясно ощутимыми цезурами, не сливаясь в единую, непрерывную линию большой протяженности. По структуре тема представляет собой четко расчлененный квадратный период из шестнадцати тактов (с отклонением в строи минорной доминанты в конце).

Спокойно-созерцательная по настроению, светлая мажорная тема побочной партии тоже родственна аналогичной теме из Концерта для скрипки с оркестром. Обратим внимание, в частности, на сходство начальных ходов по ступеням мажорного трезвучия, данных здесь в обращенном виде;

Очерки и исследования по истории русской музыки

Изложение обеих тем напоминает задушевный лирический монолог, переходящий временами в выразительную «беседу» солирующего инструмента с оркестром. Тема главной партии излагается у фортепиано соло при полном молчании оркестра, вступающего лишь во втором построении, которое непосредственно переходит в связующую партию. Побочную партию тоже начинает солист, без оркестрового сопровождения, далее оркестр создает мягкую и осторожную поддержку к звучанию солирующего фортепиано.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | Дизайн. |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">