и характерные особенности построения наиболее типичных по своему облику скрипичного и первого фортепианного концертов. Оба концерта отличаются лаконизмом, сжатостью формы и состоят всего из двух частей. Первые части их сходны по характеру: это тип лирического сонатного allegro а сдержанном, неторопливом движении, без острого столкновения контрастов. Во вторых частях акцент перенесен на сферу жанрово-характеристнческнх образов.

Можно говорить об элементах камерности и в манере изложения, присущей обоим произведениям. Оркестровая партия их выдержана в легких, прозрачных тонах и не противопоставляется партии солирующего инструмента. Очень часто ее роль сводится к скромной поддержке соло, созданию мягкого и спокойно звучащего фона. В скрипичном концерте широкое развитие получают полифонические приемы: партия солиста как бы свободно парит над густ°н сетью голосов, то отделяясь от них и выступая рельефно, то на время теряясь и исчезая в общей ткани. Тщательно дифференцированная в полифоническом отношении фактура скрипичного концерта временлми приближается к характерному для Глазунова типу квартетной полифонии.

В первой части концерта прежде всего привлекает внимание характер главной темы, соединяющей яркую нырачитель-ную насыщенность отдельных интонаций с плавной широтой п непрерывностью мелодического развертывания. Она представляет собой одну волнообразно восходящую линию, которая охватывает большое звуковое пространство, протяженностью почти в три октавы (от ля малой до фа третьей октавы), а затем, после достигнутой кульминации, снова падает (не доходя, впрочем, до исходной нижней точки и останавливаясь на ля первой октаны). Подъем этот совершается тремя не равными по длительности волнами, причем в третий pas он почти сразу сменяется быстрым, хотя и мягким, уступчатым нисходящим движением1.

Все средства музыкальной выразительности направлены к тому, чтобы усилить мелодическую экспрессию темы, под-

1 В отношении конструктивной схемы главная партия концерта представляет собой период из двух предложений с дополнением. Но симметричность сс, аруктуры преодолевается свободой н непрерывностью мелодического развертывания. Кульминация приходится на третье построение, которое с формальной точки зрения должно бы рассматриваться как дополнительное.

черкнуть ее органичный, естественно дышащий характер1. Постепенному расширению мелодического диапазона сопутствуют рост динамики и уплотнение фактуры. В первом предложении тема звучит у скрипки соло на фоне нежно воркующих аккордов кларнетов с фаготами, лишь слегка поддерживаемых pizzicato струнной группы. Во втором предложении1 вступает вся деревянная группа, у гобоя, затем фаготов с альтами появляются контрапунктирующие фразы. Наконец, в-дополннтельном построении, составляющем третью волну развития темы, основная мелодия, превращающаяся у солирующей скрипки в равномерную пассажную фигурацию, удваивается флейтой и гобоем в октаву.

Эта тема является одним из высших достижений Глазунова на пути искания той «чистой», классически ясной и цельной мелодии, о которой писал его учитель Римский-Кор-саков в 90-х годах*. Мастерство, с которым композитор развертывает непрерывную мелодическую линию такой протяженности из краткого тематического зерна, поистине изумительно. В то же время тема пленяет лирической теплотой ч задушевностью, проникновенностью эмоционального тона. В-ее мелодическом складе отчетливо проявляется связь с кругом элегических песенно-романсных интонаций городского быта, получивших с голь широкое отражение в творчестве многих русских композиторов от Глинки до Танеева и Рахманинова2. Отмстим такие характерные в этом плане черты, как сочетание ясной диатоники с нежными, томными хрома-тнзмами, особая роль IV повышенной ступени как одного из основных мелодических упоров, обилие чувствительных секундных вздохов, подчеркнуто выразительные ходы мелодии по ступеням малого септаккорда (такты 4—5 и 5—6) и т. д.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">