Концертный жанр в известном смысле заменяет для Глазунова как крупную симфоническую форму, так и камерный инструментальный ансамбль. Напомним, что столь излюбленная им форма смычкового квартета надолго исчезает из его творчества еще до создания Седьмой и Восьмой симфоний 1. В концертах Глазунова — особенно первом по времени написания, скрипичном,— происходит своеобразный синтез стилистических элементов, накапливавшихся в этих обеих важнейших областях его творчества.

Концерт для скрипки с оркестром был написан п 1903— 1904 годах и создавался одновременно с формированием замысла Восьмой симфонии. В работе над концертом Глазунова особенно озабочивали вопросы музыкальной формы и фактуры2, в частности, он упорно стремился сделать сольную партию по возможности более интересной и выигрышной

1 Пятый квартет был написан в 1898 г.. Шестой появляется через 20 с лишним лет (1921). Именно на этот промежуток времени приходится создание основных концертных произведений Глазунова — скрипичного и двух фортепианных концертов.

г О большой напряженности в работе над скрипичным концертом свидетельствует ряд признаний Глазунова в письмах Римскому-Корсакову в 1904 г.: «Хотя я ежедневно думаю о своем скрипичном концерте, но для исполнителя. Художественный результат вполне оправдал усилия, которые были затрачены композитором в процессе работы над этим сочинением. По выразительности музыкального материала, содержательности замысла и мастерству его воплощения, по безупречной законченности формы и тщательной разработке фактурных элементов скрипичный концерт принадлежит к лучшим и совершеннейшим произведениям Глазунова. В русской и мировой концертной литературе для скрипки он занял прочное место как один из классических образцов данного жанра.

В музыке концерта нашли отражение две характерные тенденции глазуновского творчества 900-х годов: стремление к углубленной лирической экспрессии, к широкому, выразительно насыщенному мелоднзму и одновременно к классической ясности стиля н строгой логической взаимообусловлен-ност!' всех элементов формы и изложения.

Лирическая трактовка концертного жанра до известной степени сближает Глазунова с творчеством его младшего современника Рахманинова. В этой близости можно видеть проявление некоторых общих закономерностей художественного развития той эпохи. Концерт для скрипки с оркестром и Первый концерт для фортепиано Глазунова, наряду со Вторым и Третьим рахманнновскими концертами, принадлежат к наиболее значительным явлениям в концертной литературе 900-х годов. Именно в этих произведениях с особой яркостью выступает то новое, что дает начало столетня в развитии сольного инструментального концерта, Конечно, концерты Глазунова и Рахманинова неравноценны в смысле эмоционального богатства и широты художественного содержания. Гл2зуновский лиризм никогда не достигает той степени напряжения и пафоса, которыми так властно покоряет и захватывает музыка Рахманинова. Он носит на себе черты известной камерности и созерцательной самоуглубленности. Отсюда вырабдтынется он туго, и я еше не успел достаточно сосредоточиться в своих мыслях» (4 июня). «Концерт для скрипки медленно, но подвигается. Форму установил, обдумываю подробности» (13 нюня). «Концерт для скрипки подвигается. Много он мне причиняет муки: иногда кажется, что и музыка дрянь, и скрипке играть нечего, другой раз кое-как утс-•иаешься; во всяком случае, решил его окончить» (3 июля). (Глазунов. Исследования, т. 2, с. 201, 203. 205). Через десять дней после этого ■Письма Глазунов сообщал своему бывшему учителю об окончании концерта в эскизе. Из приведенных сообщений автора можно заключить, что скрипичный концерт в основном был напнеан в нюне — июле 1904 г.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">