Вслед за фантазией Глазуновым были написаны две оркестровые миниатюры на финские народные темы, объединенные под названием «Финские эскизы» (1910). Обе пьесы отличаются легкостью, изяществом фактуры и прозрачностью оркестровки. Особенно привлекательна первая пьеса этого небольшого цикла — «Из Калевалы». Композитор с большим мастерством пользуется в ней глннкннским методом «ости-натного» варьирования. В основе ее лежит непрерывно повторяемая короткая двухтактная тема эпически-сказового характера, мелодический рисунок которой не подвергается никаким изменениям за исключением ритмического дробления отдельных звуков, и то очень экономно применяемого лишь в некоторых вариациях'. Отсутствуют и тональные контрасты — музыка почти не покидает пределы основной тональности Е-(1пг, если не считать двух небольших, эпизодических модуляционных отклонений, служащих для отграничения различных групп вариаций. Но при этом Глазунов очень тонко разнообразит многочисленные проведения темы с помощью фактуры и оркестрово-тембровых средств, все время изменяя ее фон и создавая впечатление непрерывной смены образов, как при слушании плавной и неторопливой речи эпического певца-сказителя.

Вторая пьеса — «Шествие» — основана на аналогичном приеме вариационной разработки короткой темы-попевки, но варьирование носит здесь более свободный характер, принцип остинатности проведен не с такой последовательностью.

Одним из последних симфонических произведений Глазунова явилась «Карельская легенда», ор. 99, написанная в 1916 году. Это — «по-глазуновски» пышная, ярко декоративная партитура, изобилующая всевозможными орксстрово-изобразнтельнымн эффектами. Замысел композитора изложен в пространной и развернутой программе, источником для которой послужили народные карельские сказания. Основная мысль этой программы — невозможность для человека проникнуть в тайны природы. Герои произведения — юноша, дерзнувший спуститься в горные недра н прикоснуться к чародейства к подземного царства. Вернувшись на землю, он нарушил данный нм зарок молчания и поведал тайну гор непосвященным. Когда он во второй раз проник в роковую пещеру, то уж больше из нее нс вернулся...

' Глазунов объединяет по два проведения темы посредством общих приемов изложения, чем достигается известное ее укрупнение.

Наяо сказать, что изложение программы отличается некоторой вычурностью и носит отпечаток декадентской стилизованности в духе того времени, когда было написано это произведение. По музыке наиболее удачны крайние разделы «легенды», в которых дан поэтический образ горной карельской природы. Менее интересны картины подземной оргии, несколько суховатые по материалу и страдающие однообразием колорита.

Если роль крупных форм симфонической музыки в творчестве Глазунова после Восьмой симфонии заметно снижается и идет на убыль, то, напротив, все большее внимание композитора привлекает новый для него жанр сольного инструментального концерта. В 1904 году был написан Скрипичный концерт, затем последовали два фортепианных (1911 и 1917). К ним прибавляются уже в последние годы жизни Глазунова Концерт-баллада для виолончели с оркестром (1931) и Концерт для саксофона со струнным оркестром (1934). Эта группа произведений составляет наиболее характерную часть позднего глазуновского творчества и дает яркое представление о существе происходивших в нем процессов стилистической эволюции.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">