К числу произведений «проходного», эпизодического значения нужно отнести увертюру «Песнь судьбы», написанную в 1906 году, вскоре после окончания Восьмой снмфонни. Возможно, что на возникновение замысла этого произведения оказал известное влияние романс Рахманинова «Судьба» на стихи А. Апухтина. Вслед за Рахманиновым Глазунов использует для создания образа грозной, роковой неизбежности знаменитый мотив «стука судьбы» из бетховенской Пятой симфонии. Однако, несмотря на внешнюю эффектность музыки и наличие отдельных выразительных эпизодов (например, красиво звучащая лирическая побочная партия), в целом произведение чало впечатляет. Трагизм глаэуновской увертюры носит условно театральный характер и оставляет впечатление какой-то «невсамделишное™»*.

С различными событиями в русской художественной жизни 900 х годов связана группа появляющихся в это время сочинений «юбилейно-мемориального» характера: Две прелюдии, ор. 85.— памяти Стасова (1906) и Римского-Корсакова (1908). симфонический пролог «Памяти Гоголя», посвященный столетней годовщине со дня рождения автора «Вечеров на хуторе» и «Мертвых душ» (1909), «Торжественное шествие», написанное для исполнения на праздновании 25-летия Русских симфонических концертов 23 ноября 1909 года.

Выделяются «поминальные» прелюдии, по своему характеру примыкающие к излюбленному Глазуновым жанру элегии. Созданные под свежим впечатлением смерти двух дорогих и близких композитору людей, утрата которых переживалась им очень тяжело н остро, эти небольшие оркестровые пьесы проникнуты искренним, правдивым чувством. В их музыкаль-

1 См. об этих сочинениях: Юдин Г. Я. Из рукописного наследия.— В кн Глазунов. Исследования, т. 1.

1 «Русская мрыкальлаа газета» писала об этой глаэуиовсхой увертюре «В ней больше театральной напыщенности, чем подлинной силы и величия идей, более расчетливой внешней мвтмикн и жестикуляции, чех зшражакмцей выразительности душевных движений» (1908. ЛЬ II).

вом строе отразились характерные для Глазунова тех лет искания углубленной лирической выразительности. Вместе с тем они несколько пестры по материалу, лишены необходимого внутреннего единства и цельности1. В характеристику творческого облика композитора оба произведения не вносят ничего существенно нового.

Симфонический пролог «Памяти Гоголя» основан на двух песенных темах. Первая нз них, народно-лирического склада, вначале мягко излагаемая альтовым гобоем с сопровождением арфы и pizzicato смычковых (по-видимому, композитор здесь стремился к воспроизведению звучности украинской) бандуры), в репризе дается в массивном аккордовом изложении, придающем ей величавый эпический характер.

«Торжественное шествие» — небольшая пьеса типа приветственных фанфар. Она построена на традиционной величальной теме песни «Славься». Любопытно ритмическое видоизменение мелодии, излагаемой на */«. а не в обычном трехдольном размере,


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">