Балетная сцена, ор. 81. под названием «Гадание и пляска» (1904) была написана в качестве сопровождения к небольшой хореографической инсценировке. Сусальная условно русская программа не могла, однако, вдохновить композитора на создание яркой и выразительной музыки. Сочинение вышло довольно бесцветным и малоинтересным. В разработке положенных в его основу подлинных народных тем Глазунов не проявляет особой изобретательности и свежести приемов 1.

В 1907 году музыкальной общественностью России, а также и ряда зарубежных стран было широко и торжественно отмечено 25-летие творческой деятельности Глазунова. Н. Д. Кашкин писал по этому случаю: «В области снм'фони-ческой музыки юбиляр занимает одно из первых, если не самое первое место среди современных композиторов всей Европы... Он и в настоящее время составляет гордость русской музыки, а кроме того, от него можно ждать еще очень многого впереди, ибо он только что вступает в возраст, когда композиторская деятельность обыкновенно достигает наибольшей силы и зрелости. Мы приветствует юбиляра как одного из лучших представителей русского музыкального искусства вообще и, вместе с тем, выражаем уверенность, что он еще даст очень много музыке всего цивилизованного мира»2.

Трудно было представить, что Глазунов уже прошел через зенит своего творческого пути, хотя, как мы видели, ощущение надвигающегося кризиса очень остро переживалось самим композитором.

После окончания Восьмой симфонии Глазуновым был создан ряд крупных произведений, отличающихся высокой художественной законченностью и блестящим мастерством. Они не лишены отдельных интересных и свежих моментов. Но в целом характер мазуповского творчества претерпевает

' Балетная сиена посвящена Марин Петнпа. дочери знаменитого балетмейстера, прима-балерине Марнинского театра. в печатной партитуре полностью воспроизведена хореографическая программа, написанная стилизованным под народную поэтическую речь я:шком. Приводим основные ее моменты: «Двор н терем боярской усадьбы. Вечереет. Боярский сын. удалой молодец, на лихом коне летнт-носнешаст к красной девице-душе. Дверн терема приоткрываются. Боярская дочь, радость светлая, выбегает на крыльцо... Девииа гадает в зеркальце: глядит — а там с ней рядом удалый молодец... Счастья исполнились молодец и девица: плавной пляской, лихими частыми переборами тешат они свое сердце. Расходились-расплясались ноженьки; аи вот старый боярки, гневный батюшка, стучит-грозит в окно. Полюбовники прощаются; в стороны расходятся». Резкую оценку этого произведения дал в корреспонденции из Харькова Р. Геника, характеризующий Балетную сиену как «случайную, поверхностную работу, в которой музыка плохо вяжется с довольно-таки несуразным текстом, приложенным автором в виде пояснения к партитуре» («Русская музыкальная газета». 1908. .\? 17).

2 «Русское слово». 1907. № 21.

заметные изменения. Помимо количественного сокращения творческой продуктивности, самые замыслы композитора мельчают н нередко несут на себе печать известной случайности. Тот факт, что наиболее значительные по масштабу нз задумывавшихся им в этот период сочинений, в том числе Девятая и Десятая симфонии остались неосуществленными, не может быть объяснен только внешними обстоятельствами жизни Глазунова.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">