Очерки и исследования по истории русской музыки

Эта тема далее соединяется с другой, несколько более мелодически плавной и закругленной, которая также вовлекается в неудержимый водоворот неистового porpetuum mobile, достигающего бешеной силы и стремительности.

Необузданной оргии движения в скерцо противостоит сфогая рационалистическая сдержанность и просветленна* ясность музыки финала. Условно применяемая композитором лля характеристики этих двух частей симфонии ангнтеза «языческого духа» и «христианского настроения»3 могла бы быть заменена и другими аналогиями Так. пользуясь излюбленными в то время определениями, можно говорить здесь о контрасте «дноннсийского» и «аполлиннческого» начала, то есть стнхнн и ясного примиряющего разума.

Финал начинается торжественным Moderato sostenulo. основанным на послеюванни ясных и спокойных трезвучных тарчоннй4. Инструментовка и характер изложения — деревянные и медные духовые в тесном, компактном расположении — создают эффект органной звучности. В мелодическом двнже-

1 H партитуре она не имеет наименования скерцо II действительпо. *о своему характеру «та часть отличается от обычного типа глазуиояских скифом нческях скерцо, обладающих, как правило, яркой жанровой окраской т Асафьев и ■ ii.ui.iit пу часть симфонии «.шейным скерцо»

* Надо потягать, что помещенный и пгчятиои программе комментарии * скерцо и финалу основывается иа сибствемных высказываниях ком-возитира.

* По мнению Н. Д. Кашкниа, эти «важные, строгке аккорды» напоминают «так называемые палестриновские гармонии или. лучше сказать, тармонин «Парснфаля». В то же время злкь слышатся в типично русские интонации Обратим внимание1 иа характерное сочетание в верхнем мелодическом голосе двух «трихордны!» полевок, излюбленных композиторами «кучкистами», особенно Бородиным.

нин верхнего голоса нетрудно заметить сходство с обращенным вариантом темы побочной партии из первой части, тогда-как у струнных в это же время слышатся короткие тирать» из Мез1о:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Это величавое, сосредоточенное по выражению вступительное Moderato приводит к энергичной главной партии, изложенной в виде фугато. Тема главной партии с ее решительными полевыми интонациями является результатом сложного многоступснного преобразования элементов основной темы первой части1. Но она носит более рационалистический характер и не вызывает тех непосредственных жанровых ассоциаций, на которые мы указывали при анализе первого Allegro moderato (трубный призыв, фанфара). Резко очерченные начальные мелодические интонации затем переходят в движение «общего типа», что характерно для полифонической тематики:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Мелодический рисунок вступления сохраняется в главной партии в качестве противосложения. Эти две темы остаются связанными между собой и далее: в разнообразных сопоставлениях и контрапунктических сочетаниях даются они в разработке, а затем в коде. Обеим темам противостоит но своему характеру широкая лирически воодушевленная тема побочной партии, изложенная в экспозиции в виде самостоятельного, структурно законченного построения. Но в репри-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">