В дальнейшем до конца первой части уже не происходит каких-либо значительных «событий». Побочная партия проводится полностью с изменениями только тонального и фактурного порядка2. Довольно развернутая по масштабам кода-носит характер формальной концовки, вызванной скорее соображениями конструктивной законченности и уравновешенности, чем внутренними потребностями развития тематического материала. Все существенное было уже сказано ранее. Вследствие этого возникает то ощущение неожиданного «растворения энергии» после длительного ее нагнетания и концентрации, на которое указывал Асафьев как на одно из характерных свойств музыки Глазуноваэ.

Трагические настроения, свойственные этой симфонии, получают особенно яркое и сильное выражение во второй части. Характер музыки композитор обозначил словом Mesto, то есть печально, скорбно. В ней звучит, однако, не мягкая, элегическая, а строгая и мужественная скорбь. При слушании ее возникает представление о торжественной и мрачной траурной процессии. В суровом и размеренном ритме этого Mesto слышится тяжелая поступь медленно движущейся массы людей. Особенно подчеркивают роковой, трагический колорит музыки короткие грозные тираты струнных, в ответ на которые раздаются мощные аккорды tutti, звучащие как неумолимый «стук судьбы»:

1 Таким же приемом вводится реприза и в первой части Шестой симфонии, несмотря на различное образное содержание тем.

* Тема проводится здесь в средних голосах, а контрапунктирующий подголосок, основанный на интонациях главной партии, исполняется деревянными духовыми в высоком регистре (партитура, цифра 24. Росо nieno mosso). Таким образом, эти два элемента перемещаются но принципу двойного контрапункта.

3 Глебов, с. 116-117.

Очерки и исследования по истории русской музыки

Основная тема постепенно складывается из отдельных мелодических интонаций, напоминающих тяжкие, полные мучительной скорби вздохи. Это длительное становление и кристаллизация темы происходит на протяжении развернутого по масштабам вступительного раздела, в котором устанавливается также и ритмический фон днижения. Сама по себе тема представляет краткое, лаконичное построение (всего 5 тахтов!), отличающееся большой интонационной насыщенностью и рельефностью мелодических очертаний. Крутые, напряженные ходы мелодии с интонациями большой и малой септимы в первых двух тактах сменяются затем более плавным, парящим мелодическим рисунком, В третьем и пятом тактах ясно обрисовываются интонации «призывной» главном темы первой части, которая, таким образом, предстает здесь еще в новом облике1:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Начальные ннтонаани темы Мсьіо вырастают из ТОГО же основного тематического зерна симфонии. Уже в разработке первой части происходит замена характерного секстового восходящего хода в теме главной партия интервалом септимы. В дальнейшем возникает следующий рисунок, в котором этот интервал дан в обращении:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Как это часто бывает у Глазунова, после сжатого, концентрированного изложения темы она словно распадается и отдельные ее элементы развиваются далее с помощью секвенций и имитационных наслоений. Умолкает и суровый стучащий ритм. Возникает впечатление глубоко задушевной, печальной сбеседы с самим собой».


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">