Очерки и исследования по истории русской музыки

Развернутая связующая партия понадобилась в данном случае композитору не только для осуществления плавной и постепенной модуляции из основной тональности Es-dur в строй минорной параллели от доминанты (g-inoll), в котором изложена побочная партия, но и для переключения в иную эмоциональную сферу этой последней. Широкая, мелодически напевная тема побочной партии своей скорбной лирической окраской контрастирует главной, хотя действие этого контраста несколько ослабляется тем, что в средних голосах продолжают звучать в качестве контрапунктирующего фона обороты первой темы:

Очерки и исследования по истории русской музыки

В целом побочная партия образует динамическую трехмастную форму. Из ее начальных интонаций посредством ритмического сжатия в среднем разделе вырастает самостоятельная мелодическая линия. В репризе обе мелодии соединяются: основная тема напряженно и ярко звучит у валторн, тенорового тромбона и виолончелей в унисон, а в высоком регистре у деревянных и скрипок продолжает развиваться производная от нее фраза (партитура, цифра 9). Этот контрапункт способствует росту и усилению лирической экспрессии.

Неожиданный взрыв, прерывающим плавное течение музыки, вводит в заключительную партию. Вновь утверждается фанфарная главная тема, но здесь она изменяет свою эмоциональную окраску и приобретает взволнованный драматический характер. Лишь к концу экспозиции музыка стихает, успокаивается, и эта тема словно никнет и стушевывается в соединении с лирической темой побочной партии.

Широко развернутая, изобилующая драматическими контрастами и сменами психологических нюансов экспозиция1 содержит уже значительные черты развития и дает основной тематический материал в очень разнообразном освещении. Этим определяется небольшая протяженность разработки, которая, как и в первой части Шестой симфонии, представляет собой линию постепенной «аккумуляции» элементов главного тематического образа, подготавливающей его центральное, кульминационное проведение. Впрочем, нельзя не отмстить, что здесь развитие лишено той же стремительности и носит известный отпечаток логизирующего, «рассуждающего» начала.

Разработка начинается с краткого, но энергичного фугато, основанного на минорном варианте главной темы, в тональности еэ-тоИ. Фугированное изложение способствует сжатию н концентрации тематического образа. Затем идет ио-

1 По объему экспозиция составляет две пятых осек первой части (121 такт лз 302) и почти равна разработке н репризе, вместе взятым.

вая. более длительная волна нарастания с захватом далеких тональных строев и медленным, постепенным накоплением" динамики. Эта вторая волна непосредственно упирается в репризу, начинающуюся торжественным проведением начальной темы у всей группы медных в ритмическом увеличении, на доминантовом органном пункте1. Композитор дает только-основное построение темы, отсекая все последующее ее развитие. Благодаря совокупности приемов оркестрового изложения и более широким ритмическим длительностям этот героический образ приобретает здесь особенно величественные, монументальные очертания.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">