Симфония создавалась медленно, в течение нескольких лет. Замысел ее. по-видимому, постепенно вызревал и складывался у композитора. Первые его зерна возникают зимой 1902-1903 года, сразу после окончания Седьмой симфонии, полностью жеона была завершена в партитуре осенью 1900 года1. С наибольшей интенсивностью Глазунов работал над ней в летние и осенние месяцы 1905 года, когда вся симфония была записана в эскизе и, следовательно, ее общая концепция вполне оформилась и приобрела ясные, законченные очертания-.

Это был критический период в развитии русской музыкальной культуры вообще и в творческой биографии композитора. В стране бурно развертывалось революционное движение, захватывавшее в свое русло все более широкие слон общества. Движение это непосредственно коснулось и Глазунова, который вместе с Римскнм-Корсаковым и Лядовым встал во главе прогрессивной части русских музыкантов, смело и решительно выступивших против тупого, косного бюро-

1 В письме к Риыскому-Корсакову от 10 авг. 1903 г. Глазунов писал: «...мысля для симфонии н концерта (Концерт для скрипки с оркестром a-moll. op. 82.— JO. К-). которые зародились у меня зимою.так н остаются в голове без всякого развития» (Глазунов. Исследования, т. 2. с. 199). Спустя около года (13 июля 1904 г.) он сообщил тому же адресату: «Концерт в эскизе окончил... О симфониях вообще много подумываю» (там же. с. 208). В конце рукописной партитуры (хранится в Ленинградском институте театра, музыки, кино. В дальнейшем сокращ.: ИТМК1 стоит пометка: «Кончено 31 октября 1906. После 4-месячной работы с большими перерывами. А. Глазунов». Указанный срок касается работы вад оркестровкой симфонии.

* В ИТМК хранится полная эскизная запись Восьмой симфонии, сделанная большей частью на трех строчках. Запись свидетельствует о том. что композиция произведения и план развития к чтому времени полностью созрели у композитора. Рукопись имеет очень чистый вид. сочти без помарок и зачеркнутых мест. В ней обозначены существенные моменты голосоведения и полифонического развитая, в отдельных местах есть указания на инструментовку. При создании партитуры Глазунов не вносил и музыкальную фактуру значительных изменений.

крагнзма в полицейского произвола царских властей. После вынужденного ухода из Петербургской консерватории и последовавших за этим событий он, как и его друзья н единомышленники, ощутил настоятельную потребность многое передумать, осмыслить и отдать себе отчет во всем происходящем. В музыкальной жизни в связи с каникулярным временем, а также с принятыми правительством «оградительными» мерами наступило известное затишье. Но Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и другими близкими им деятелями не переставал думать над реализацией родившихся под влиянием революционных событий музыкально-просветительных планов. Эти события наталкивали и на более общие размышления о путях и судьбах современного музыкального искусства. Естественным было желание найти ответ на выдвигаемые жизнью проблемы и в самом творчестве. Рнмский-Корсаков продолжает работать над возникшим уже ранее планом оперы «Стенька Разин». Глазунов, перенесший в начале лета тяжелую болезнь, сразу по выздоровлении приступает к оформлению замысла Восьмой симфонии1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">