1 Размеры настоящего очерка не позволяют обновиться на интереснейших исследованиях, касающихся конкретных жанров и творческих фигур. Достаточно указан, на подлинные новации и статьях <К истории оперы «Ямщики на :■ ;-т - -1.1 «Неизвестная опера русского композитора», клн на прснисходныи. изящно написанный этюд 'Полонезы Козловского» Повсюду здесь — обилие нового материала, открытие новых и важных фактов, значительно продвигающих изхчение русской культуры данного времени.

Работы Ю. В. Келдыша в сфере изучения доклассичсских периодов русского музыкального искусства доставили ему широкую известность за рубежом.

Высокую оценку вызвал монументальный труд «Русская музыка XVIII века», отмеченный в немецкой, польской, чехословацкой печати. Одна из наиболее авторитетных рецензий, принадлежащая известному польскому музыковеду Зофье Лисса, характеризует эту книгу как важный шаг в современном историческом музыкознании, как труд, в котором широкое освещение социальных, общественных процессов органически сочетается с богатством документального материала. Рассматривая книгу Ю. Келдыша как ценный, весомый вклад в мировую музыковедческую литературу, 3. Лисса пишет: «Она приносит новую, продуманную, прекрасно документированную картину русской музыки XVIII века, содержит определение специфики этого периода в русской музыкальной культуре, отмечает тенденции развития музыки на широком фоне русской культуры в целом и — с целью сравнения — также европейской. Этот труд является одновременно проявлением новых тенденций в советской историографии — а это также немалая ценность; автор объективно оценивает достижения и недостатки этого периода, не уменьшает и не возвеличивает влияния европейской музыки, полностью подчеркивает своеобразие и значение отечественных традиций»

Укреплению международных связей значительно способствовали не только большие исследовательские труды Ю. В. Келдыша, но и его работы более популярного типа. Большую известность приобрел изданный в Болгарии краткий очерк «Русская советская музыка» (1958). Важную роль в популяризации русского искусства сыграли очерки «Русская музыка XIX века» (1958, Швейцария), «Симфония в России» (1972. ФРГ) п многие другие работы.

Особого внимания заслуживает фундаментальное справочное издание, возникшее по инициативе Ю. В. Келдыша и выходящее под его редакцией в течение последних лет — многотомная «Музыкальная энциклопедия», первая в советской печати. В процессе создания энциклопедия стала важным «центром притяжения» научных, творческих сил; в ней принимают участие музыковеды всех союзных республик нашей страны и зарубежные авторы.

Как деятельный пропагандист русского и советского исЖурнал «Мшука.. 1967. *» 3 (46). с 118.

кусства выступает Ю. В. Келдыш на международной арене. Начиная с 1950 х годов и вплоть до настоящего времени он принимает активное участие в международных музыковедческих конгрессах, симпозиумах, совещаниях, посвященных историческим, эстетическим и социологическим проблемам музыкального искусства. В 1957 году он выступает в Берлинской Академии искусств на научной сессии памяти Глинки, затем трижды на конгрессах Международного музыкального общества (1961 — Нью-Йорк, 1964 — Зальцбург, 1967 —Любляна); в 1967 году участвует в совещании Баварской Академии наук в Мюнхене, посвященном старославянской музыке; в 1971 году выступает с докладом по старославянской музыке в Софии. Летом 1976 года Ю. В. Келдыш был избран членом-корреспондентом Британской академии. Особенно активным оказалось его участие в работе Научно-музыкального общества в Быдгоще (Польская Народная Республика), конгрессы которого проводятся систематически через каждые 3 года. Основная проблематика этих сессий —«Старинная музыка стран Восточной и Средней Европы»— привлекает к ним крупных музыковедов различных стран. На этом международном форуме Ю. В. Келдыш не только блестяще представляет советское историческое музыкознание, но и широко пропагандирует русскую музыку XVI—XVIII веков, включает ее в концертные программы, поддерживает постоянный контакт с исполнителями. Благодаря его усилиям зарубежная аудитория могла впервые познакомиться с прекрасными хоровыми сочинениями русских мастеров конца XVII и XVIII веков —Василия Титова, Березовского. Бортнянского, Козловского, с оперным творчеством Пашкевича и Фомина.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">