К третьей части — «Серенада трубадура» — относится замечание композитора о подражании Адаму дс ла Галь. Действительно, в меланхолически задумчивой песенной теме ее можно найти известное сходство, например, с мелодическими интонациями известной песни де ла Галя «Увы! нет больше никого, кто бы любил так, как должно любить»Арханческин склад мелодии подчеркивается аккомпанементом с обилием «пустых» кварт н квинт, напоминающих некоторые музыкальные образцы XIII века. По форме эта часть представляет собой старинного типа вариации на остннатной основе, родственные пассакалии. Вступительная фраза арфы и фортепиано со смычковыми, подражающая игре на лютне, непрерывно повторяется от начала до конца с разными вариантами фактуры, «обрастая» дополнительными проходящими голосами и фнгурацнями.

Финал сюиты — «Крестоносцы», — как обычно у Глазунова, отличается пышным блеском и монументальностью звучания. Образы торжественного шествия, стройного и согласованного движения массы людей, к которым композитор почти неизменно прибегает в финалах своих крупных симфонических сочинении, получают своеобразную окраску в связи с общим программным замыслом данного произведения. Основной мар-шеобразной теме (цифра 7, Maestoso) предшествует большое, развернутое вступление, построенное на длительном постепенном нарастании динамики, с перекличкой фанфар, интонациями призывных возгласов и кличей

Вторая тема -— хорального склада 2. После первого ее проведения в строгой аккордовой фактуре она излагается в виде фугато. Далее следует реприза маршевой темы, с которой контрапунктически соединяется тема хорала, и, наконец, в коде эта последняя тема звучит в мощном оркестровом tutti величественно и грандиозно, как торжественный героический апофеоз.

Высокое благородство материала, мастерство фактуры и богатая колористическая изобретательность в соединении с мудрой экономней художественных средств, ясностью формы и изложения — все эти качества позволяют отнести сюиту «Из средних веков» к числу наиболее совершенных и стилистически законченных произведений зрелого Глазунова.

Последним в группе крупных симфонических произведений Глазунова начала 900-х годов явилась Восьмая снмфо-

1 Программа финала следующим образом изложена в партитуре: «На при»!;, труб собираются нелдкнкн и пешие; суровый вождь одушевляет и\ плаченной речью. Навстречу им идет процессия с пением; духовенство благословляет войско на славный подвиг. Мрачное предчувствие' на миг смущает рыцарей; раздается барабанный бой. н сердца снова СЛИВАЮТСЯ в бесстрашной решимости. Звуки шествия сплетаются с молитвенным пением и мало-помалу исчезают вдали. Народ провожает вощит восторженными кликами».

s Мелодические интонации згой темы звучат в самом начале финала.

ння. Эта замечательная по содержательности замысла, яркой выразительности тематического материала и мастерству его компоновки симфония в известном смысле синтезирует и подытоживает творческие достижения композитора в важнейшей для него области крупных, монументальных форм симфонической музыки. В то же время в ней отразились искания новых образов и средств музыкального воплощения, связанные с общими процессами русской общественной н художественной жизни начала века.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">