Первая часть—«Прелюдия» имеет следующую программу: «Море катит седые волны, а на берегу в замке юная чета не слышит рева бури, не видит волн, вся погруженная в тихое счастье любви», Этот замысел музыкально воплощен в сопоставлении двух тематических разделов, передающих обра ш ровно, неизменно катящего свои волны моря и счастливой влюбленной четы. Интересно сравнить эту часть сюиты с близкой ей по содержанию симфонической поэмой «Море», написанной тринадцатью годами раньше. Если это более раннее произведение отличалось яркой декоративной роскошью красок н даже некоторыми колористическими излишествами, то здесь композитор, напротив, предельно скуп в применении изобразительных средств В передаче образа морской стихии он подчеркивает неизменную размеренность и постоянство движения, приобретающего даже оттенок чего-то рокового, фатально неизбежного. Такое впечатление вызывает суровая остннатная фигура струнных басов, на которую наслаиваются волнообразно восходящие пассажи скрипок с таким же постоянным, неизменным ритмом, н более мелодн-

1 Чайковский П. И. Танеев С. И. Письма, с 4*6 6 поля 1901 г Глазунов сообщал Римскому-Корсакову: « .написал для оркестра серенаду в стаде Адама к ла Гыя ну. конечно, поблагозвучней, хотя старался избегать терций на сильных временах» (Глазунов. Исследования, т. 2, с 190). Серенада была написана раньше остальных чаеггй.

чески напевная, но сдержанная по выразительности, строго и торжественно звучащая тема деревянных н медных духовых. Извечному постоянству движения в природе как бы противопоставлен светлый миг человеческого счастья во втором разделе «Прелюдии», основанном на развитии широкой, лирически воодушевленной мелодической темы. В конце части вновь восстанавливается начальное движение, но тот же образ приобретает более светлую и спокойную окраску благодаря некоторой замедленности темпа, частичным изменениям ритмического рисунка и мягким сменам мажора и минора.

Вторая часть — Скерцо — основана на традиционном средневековом сюжете «Пляска смерти». Программа ее изложена следующим образом: «На подмостках уличного театра дается представление «Пляска смерти». Показывается смерть, наигрывающая на скрипке; она призывает людей проплясать с ней последний танец». Эту тему, привлекавшую художников-романтиков своим религиозно-философским началом и элементами «гиньоля». Глазунов решает в своеобразном жанро-во-характеристическом плане. Он стремится дать в музыке живую, реалистическую зарисовку средневекового уличного представления. Скерцо начинается игрой на пустых струнах, затем на этом фоне у гобоя проходит тема «Dies irae», связь которой с сюжетом «Пляски смерти» была установлена еще в творчестве Листа. Тема эта излагается в закопченном и отчетливо выраженном виде лишь однажды. Далее идет ряд свободных вариаций, & которых слышатся отдельные ее обороты. Инструментовка скерцо отличается намеренной сухостью и жестокостью. Специфическую окраску придают ей использование ксилофона и группы ударных, отрывистые аккорды медных, отдельные звенящие звуки арфы и фортепиано и т. п. Иногда эти приемы преследуют изобразительную цель, создавая эффект глухого и мрачного колокольного звона.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">