в трубадурам, к «Раймонде» и к пластически-прекрасной благородной сюите «Из средних веков» (ор. 79), где сконцентрировано все ценнейшее из мира глазуновского романтизма. _даже странно, что после такой сюиты Глазунов мог пройти мимо столь роскошной и, казалось бы, близкой его мечтаниям темы, как музыка к драме Блока «Роза и крест»

Конечно, между пленяющей своими классически строгими и ясными линиями, несколько созерцательной по тону сюитой Глазунова и глубоко трагической пьесой Блока, воплощающей драму одинокой страдающей личности, очень много различного. И, однако, их сопоставление не лишено известных внутренних оснований. Поводом для такого сопоставления может служить не только то, что оба произведения связаны с образами средневековья, но и прямое совпадение некоторых их поэтических мотивов. Укажем, например, на роль, которую играет у Блока образ бушующего океана как символ вечного житейского беспокойства и тревожной устремленности человеческой души вдаль, к неизведанному. Строки повторяющегося припева из песни Гаэтана:

Ревет ураган, Поет океан. Кружится снег. Мчится мгновенный век. Снится блаженный брег! —

могли бы быть поставлены эпиграфом к первой части глазу-новской сюиты «Прелюдии»2.

Романтизированные образы романского средневековья, с таким блеском воплощенные Глазуновым в партитуре балета «Раймонда», преломляются здесь в более сдержанном, не столь пышно декоративном плане. Сюита «Из средних веков» отмечена печатью сосредоточенного, углубленного лиризма, характерного для его творчества начала 900-х годов. В ней сказались и свойственные Глазунову этих лет «неоклассические» тенденции.

1 Глебов, с. 30—31.

* Как известно, замысел драмы Блока «Роза и крест* возник из заказанного ему М. И. Терещенко в 1912 г. балетного сценария на сюжет о провансальских трубадурах, музыку которого должен был написать Глазунов (см.: Блок Александр. Сочинения в 2-х т. Сост., вступит, статья и конмент. Вл. Орлова, т. 1. М., 1955, с. 682 и 776 777). Возможно, что некоторые моменты этого замысла были подсказаны поэту музыкой близких по содержанию глаэуновских произведений, и в первую очередь сюиты «Из средних веков».

В уже цитированном письме к Танееву от 8 ноября 1902 года он сообщал: «Недавно окончил сюиту «Из средних веков». Старался придать музыке характер сочинений XIII и XIV века, конечно, местами. Нередко писал параллельные кварты, подражая Адаму дс ла Галь, в изображении католического пения держался, по возможности, строгого стиля и т. д.»'. Речь идет здесь о третьей части сюиты —«Серенада трубадура» и финале под названием «Крестоносцы», в которых есть элементы намеренной стилизации. Помимо этого, весь характер музыки данного произведения отличается строгой классической ясностью, сдержанностью колорита и известной графичностью фактуры.

В сюите четыре части, последовательность которых до некоторой степени приближается к структуре симфонического цикла. Но все они невелики по объему, просты по форме и фактуре и за исключением несколько выделяющегося своими масштабами финала — носят характер законченных, самостоятельных миниатюр.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">