Andante занимает особое место в симфонии и представляет собой как бы отступление в сферу чуждого основному кругу ее образов «чистого» интеллектуального созерцания. Скерцо вновь возвращает нас к идиллически окрашенным жизнерадостным картинам простой, бесхитростной сельской жизни. Как и в первой части, Глазунов сопоставляет здесь целую группу остро характерных, большей частью коротких ц рельефно очерченных тем народно-жанрового склада, которые он вмещает в данном случае в рамки рондо-сонатнои формы. Своеобразна первая тема — рефрен, представляющая собой быстрый орнаментальный рисунок, основанный на интервалах кварты И квинты, при одновременном звучании; двух «сцепленных» кварт в басу в качестве гармонического фона:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Эта «тема-змейка» (по определению Асафьева), очевидно, (возникла из подражания инструментальным фигурацням, употребительным в практике народного музицирования2.

Ей противопоставлена в побочной партии более плавная \и певучая, хотя интонационно не очень яркая тема с типичным для Глазунова секвенцнонным построением мелодии:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Глебов, е. 116—117.

1 к'.! г.-.-.. .кий указывает па широкое применение в русской народной музыкальной практике септаккорда с квартовым строением, являющегося T*f>конической основой этой глалуновской темы (Кастальский А. Л. .Основы народнорусской музыкальной системы. М.. 1923). Этот тип септ-аккорда играет большую роль в первой части симфонии Es-dur Бородина.

Больше запоминается предшествующая побочной партии эпизодическая тема, напоминающая сурово-торжественные напевы знаменного пения. В скерцо эта тема проходит только однажды в строгом аккордовом складе у валторн и трубы при сохраняющемся квартовом гармоническом фоне, словно посреди разгульного веселья где-то в стороне прошла церковная процессия:

Очерки и исследования по истории русской музыки

По затем она появляется вновь в блестящем и пышном ■оркестровом изложении в финале симфонии.

Этой эпизодической теме близка в образном отношении истово величавая тема среднего эпизода скерцо:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Пышно-импозантный финал симфонии, написанный в духе торжественного праздничного шествия, не отличается по характеру своих образов от установившегося типа глазуновских симфонических финалов. Особое значение этого финала определяется не столько образными, сколько конструктивными его функциями. Он является как бы монументальным итогом симфонического развития, объединяя и суммируя тематический материал всех частей цикла. Подобный прием сведения воедино основных тематических элементов на заключительной стадии развития не был новым для Глазунова. Мы встречались с ним уже в финале Четвертой симфонии. Но здесь этот принцип впервые проведен с такой последовательностью н в таких грандиозных масштабах. Глазунов использует в финале Седьмой симфонии не только основные темы предшествующих частей, но и ряд производных построений, которые приобретают в некоторых случаях самостоятельное тематическое значение. Таким образом создается множество мелодических фигур1, которые чередуются между собой, проходят в различных вариантах и контрапунктических сплетениях. Иногда сочетаются одновременно три или четыре разные темы2. При этом композитор широко пользуется также приемами имитационной полифонии со стреттнымн вступлениями голосов, проведениями тем в увеличении и уменьшении и всем арсеналом средств той высшей полифонической техники, к которой он испытывал такое сильное влечение в эти годы.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">