Очерки и исследования по истории русской музыки

В проведении этой темы композитор также широко пользуется приемами стреттного изложения, сближая вступления голосов и вводя их через разные промежутки времени (см. партитура, цифра 6 и далее, цифра 17, такты 3—5, цифра 18 к т. п.).

Вся описанная часть Andante составляет подобие сонатной экспозиции, хотя и с очень своеобразной трактовкой ее составных элементов. Фугированная тема непосредственно переходит в средний раздел Des-dur. основанный на теме связующего эпизода, которая мелодически расцветает здесь и льется широкой и плавной струей. Через небольшое построение разработочного типа развитие приводит к репризному проведению первой темы, появляющейся на этот раз в динамизированном виде и с новыми вариантами полифонических подголосков. Сама тема проводится канонически у скрипок с флейтами (к которым присоединяется далее труба) и тромбонов (партитура, цифра 14). Темы «связующей» и «побочной» партии2 в репризе лишь кратко обозначены, причем они даны в одновременном проведении, соединяясь по принципу двойного контрапункта (цифра 15, с 5-го такта и далее). Основная тема еще раз проходит в коде, но уже на затухающей динамике. Заключительные такты, построенные на постелен-

1 По поводу данной тгмы Глазунов писал в цитированном письме * Танееву: «Кстати, вспомню о происхождении хроматической фразы из второй части. Эту тему я задал в консерватории года три тому назад на экзамене, на котором и Вы были членом комиссии... Тогда я еще задумал вторую часть, но окончательно отделать ее пришлось лишь года два спустя. В продолжение этих двух лет у меня и голове мною перебывало всевозможных комбинаций, оремснамн не дававших мне покою н которые я иногда вне дома записывал на клочочках бумаги. Тема, вообще, довольно благодарная для контрапунктической обработки, и. конечно, всех комбинаций мне не удалось вставить» (Чайковский П. И., Танеев С. И. Письма, с. 466).

2 Следует помнить об условности этих определений о применении к данному Andnnlc.

но гаснущей и словно растворяющейся под конец звучности светлого трезвучия D-dur, выражают; полный умиротворенный покой и безмятежность чувства/

Глазунов стремился достигнуть < в этой части органического сочетания различных музыкально-конструктивных принципов и создать цельную, монолитную форму, в которой все элементы были бы теснейшим образом спаяны между собой и взаимопроникали друг в друга. Этим обусловливается, в частности, постепенность, сглаженность переходов, отсутствие ясно ощутимых границ между разделами формы, вызывающее впечатление непрерывной, сплошной текучести, словно одна мысль цепляется за другую, непосредственно ее продолжая, и так складывается единая, неразрывная цепь логических рассуждений.

Но при всей силе музыкальной логики и последовательности раскрытии сложного конструктивного замысла, которыми импонирует этот шедевр глазуновского полифонического мастерства. Andante из Седьмой симфонии оставляет ощущение какой-то неудовлетворенности. Музыка его лишена настоящего внутреннего напряжения н слишком строго н детально предопределена в своем непрестанно ровном и размеренном течении. Нет ни неожиданных взрывов, ни ярких кульминаций, которые концентрировали бы и задерживали на себе внимание слушателя. В этом отношении анализируемое Andante отражает общую черту глазуновского творческого мышления, о которой писал Асафьев именно в связи с данной частью: «Одно из характерных свойств музыки Глазунова: постоянное наличие в ней нагнетаний, нарастаний, долгих и длительных остановок на органных пунктах ради концентрации звучаний. В этих процессах обычно образуется звуковая энергия, которая и насыщает музыку до момента разряда, до того мига, когда нагнегенная звуковая масса претворяется в единую, объединяющую предшествовавшее нарастание мысль. В такие моменты в творчестве Глазунова происходит своеобразное явление: оказывается, что собранный запас энергии быстро растворяется, и в тон концентрирующей мысли, к которой было направлено стремление, не оказывается сил. достаточных для того, чтобы опраплать собою, своей насыщенностью н напряженностью смысл столь долгого нагнетания; ...в момент разряда энергия быстро исчерпывается, словно тема, к которой было направлено движение, не та, словно не произошло оплодотворения в результате сочетания всей энергии нарастания с энергией, заключенной в той теVC к которой и ради которой совершался подъем... в данном; факте... выступает богатый коллизиями прием воплощения, экстатнчность в достигавший и как бы скептическое отношение к достигнутому»1.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">