Музыкальная ткань первой части может быть уподоблена узорчатому мозаическому орнаменту, состоящему" из множества дробных и мелких рисунков, в котором, однако, все очень строго распланировано и подчинено стройному симметричному порядку. В пределах этой части изложенный тематический материал почти не подвергается развитию н переработке -- исключением является только второй элемент побочной партии, превращающийся в разработке в равномерную фигурацию из шестнадцатых.

Второй частью симфонии служит знаменитое Andante d-moll, которое вызывало восхищение многих музыкантов строгой, благородной возвышенностью эмоционального склада, замечательной логикой развития и огромным, непревзойденным полифоническим мастерством. Ю. Д. Энгель передает следующее знаменательное суждение Танеева: «.Мастерами таких виртуозных кунштюков горизонтально-подвижного контрапункта были средневековые контрапунктисты, новейшие же композиторы редко выбиваются из рамок вертикально передвижного контрапункта, таково мнение, высказанное С. И. Танеевым по поводу этого Andante, а ведь ему здесь и книги в руки. Правда, эта поразительная Augerunusik (музыка для глаз.— Ю. /С),— прибавляет от себя автор цитируемых строк,— меньше дает уху и сердцу, чем глазу и уму, но все же надо признать ее замечательной и в своем роде единственной»

О применении им в Andan'e из Седьмой симфонии горизонтально-подвижного контрапункта — «некоторого рода stretto. встречаемого в фугах»,— пишет Глазунов в цитированном выше письме к ТанеевуК этой же части относится и замечание автора о соединении вариационной формы с сонатной и формой рондо.

В основе Andante лежит вариационное развитие темы сурово торжественного характера, напоминающей пассакалию или чакону. Но главная тема чередуется с другими, не зависимыми от нее темами, которые относятся к ней как эпизоды рондо или контрастные тематические разделы сонатной «формы. В первый раз тема дастся в ровном, размеренном аккордовом изложении, в тяжелой звучности медных инструментов:

1 «Русская музыкальная газета». 1907. .V« 3, стб. 94. 1 Чайковский П. И.. Танеев С. И. Письма, с. 486.

Очерки и исследования по истории русской музыки

К этому проведению ирибанляются еще два. причем рисунок темы остается неизменным, меняются лишь тембровое оформление и фактура, возникают дополнительные контрапунктирующие голоса и фигурации.

Далее появляется новая тема, проводимая в виде канона в октаву со стреттным вступлением голосов1:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Этот эпизод носит характер связующего построения между первой темой и следующим большим тематическим построением в строе доминанты —A-flur, написанным в форме фуги. Короткан. ясно очерченная тема этого раздела с начальным решительным ходом на кварту вверх и дальнейшим

1 Проведение этой темы представляет собой образец горизонтально-подвижного контрапункта, на применение которого в глаауновско* Andante обратил внимание Танеев.

«го хроматическим заполнением, напоминающая распространенный тип баховскнх полифонических тем, дает возможность разнообразного сопоставления и комбинирования ее мотнн-иых элементов ':


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">