- Следует упомянуть в этой связи и о прелюдии и фуге й-пю11 для фортепиано, ор.'б9, написанной в 1898 г.

Седьмая симфония известна под названием «пасторальной». Это наименование оправдывается главным образом характером первой и третьей частей, с их спокойным, ясным колоритом музыки и короткими, острыми по рисунку темами типа «сельских» инструментальных наигрышей. Ассоциации пасторального плана возникают и благодаря использованию тональности бетховенской «Пасторальной» — F-dur.

Образы подобного рода привлекали композитора и ранее. Картины сельского быта и природы, окрашенные тонами светлой поэтической созерцательности, являлись одной из излюбленных сфер глазуновского творчества, начиная с юношеской Первой симфонии'. В дальнейшем они встречаются в некоторых частях Характеристической сюиты, в Славянском квартете, в поэтичной лирически-пейзажной оркестровой картине «Весна», в отдельных моментах Четвертой и Пятой симфоний и т. д. Однако в Седьмой симфонии эти образы находят своеобразное преломление, приобретая отпечаток известной «классичности», свойственной ряду глазуновских произведений данного периода.

В письме к Танееву от 8 ноября 1902 года, отмечая некоторые конструктивные особенности этой симфонии, Глазунов указывал на сознательное использование им приемов старой классической музыки. «К сложной музыкальной работе,— пишет он,— я всегда питал большую любовь. В данном случае я скорее инстинктивно, чем с заранее обдуманным намерением, хотел соединить форму вариационную (которую за последнее время страшно полюбил) с формами сонатной и рондо и строить музыку более па контрапунктических основаниях, чем гармонических, так что не самую форму я, так сказать, освежил, как Вы мне лестно приписываете, а скорей некоторые приемы, имеющие аналогию с встречаемыми в старинных сочинениях»2.

Приведенные слова Глазунова в наименьшей степени могут быть отнесены к первой части симфонии — Allegro moderato. Она написана очень просто по форме и носит на себе менее всего следов отмечаемой композитором «сложной музыкальной работы». Небольшой, сжатый масштаб этой части, отсутствие ярко выраженных контрастов и широкого тематического развития отличают ее от большинства глазуновских симфонических allegro, изобилующих, как правило, сложными вариантными преобразованиями н полифоническими сплетениями тем. Глазунов стремится здесь к предельной ясности, лаконизму, прозрачности изложения и четкой структурной расчлененности целого. В основе этой части четыре кратких попевки, группируемых по две в главной и побочной пар-тин:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Все они однородны по характеру и содержат даже общие ритмо-интонационные элементы. Так, например, начальный квинтовый ход попевки «а» из главной партии в обращенном виде и в ритмическом увеличении дан в начале попевки «в» побочной партии; во всех попевках встречается в том или другом варианте характерный ритмический оборот:

Очерки и исследования по истории русской музыки

В изложении тем наряду с приемами имитационной полифонии композитор пользуется также характерными остинаг-ными подголосками, которые приобретают иногда самостоятельное мотивное значение.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">