Эта характеристика в общем применима к большинству вальсов Глазунова, отличающихся пышной роскошью красок, сочным гармоническим полноэвучием, но вместе с тем некоторой ритмической инертностью и однообразием эмоционального тона. В этом отношении нет существенной разницы между Большим концертным вальсом, ор. 41, и Салонным вальсом, ор. 43, для фортепиано, двумя упомянутыми выше симфоническими вальсами, вальсами из «Раймонды» (Большой вальс из первой и Фантастический вальс из третьей картины первого действия) или Вальсом васильков и маков из третьей картины балета «Времена года»2. Они не лишены своеобразной красоты и поэтической привлекательности, но на всех них лежит оттенок типично глазуновской гедонистической созерцательности и эмоционального прекраснодушия.

Балетная сюита, состоящая из восьми небольших оркестровых пьес преимущественно жанроио-танцевалыюго характера, отчасти развивает круг образов, уже ранее определившийся в его оркестровых и камерных инструментальных произведениях сюитной формы, отчасти же соприкасается с теми новыми для Глазунова тенденциями, которые мы отмечали в средних частях Шестой симфонии. В этом плане особенное внимание привлекают вторая часть — «Marionettes» и чет-

1 Глебов, с. 142.

1 Отметим как любопытную деталь, что все симфонические и балет-иые Ильей Глазунов! написаны в двух тональностях D-dur— F-dur. свяшеаншихся обычно у композитор! с кругом спокойных созерцательно-лирических образов.

вертая часть — Эспсггто, с их милой, изящной шутливостью и некоторой «игрушечностью» образов.

Что касается увертюры «Карнавал» и одного из очередных глазуновскнх Шествий (Торжественное шествие для оркестра, ор. 50). то они заслуживают лишь краткого упоминания1. Симфоническая фантазия «От мрака к свету», написанная в |894 году, является запоздалым отзвуком увлечения внешними колористическими задачами, которое было характерно для Глазунова в конце предшествующего десятилетня. Это чисто декоративная пьеса, основанная на эффекте постепенного просветления оркестрового н гармонического колорита. В ее музыкальном языке, тематнзме и характере оркестрового изложения чувствуется Весьма заметное влияние Вагнера.

Последние годы прошлого столетия не отмечены сколько-нибудь значительными достижениями в симфоническом творчестве Глазунова. Внимание композитора было поглощено работой в лругнх отраслях — прежде всего балетной и камерной инструментальной музыки,— и к чисто симфоническим жанрам он обращался только эпизодически3. Новый высокий подъем его симфонического творчества относится к началу 900-х годов, когда на протяжении короткого времени одно за другим появляются такие выдающиеся монументальные произведения, как Седьмая симфония, сюита «Из средних веков» (обе закончены в 1902 году). Восьмая симфония (1905— 1906). Одновременно создаются и менее значительные по замыслу, но также представляющие интерес оркестровые сочинения — .Марш на русскую тему (1902), Баллада для оркестра (1903), Балетная сцена (1904). К тем же годам относится возникновение некоторых замыслов, получивших окончатель-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">