Основываясь на новых научных данных. Ю. В. Келдыш в ряде работ подходит к новому, убедительному решению важных, дискуссионных проблем."

Одна из них — вопрос о происхождении знаменного распева, древнейшего типа славянского церковного пення. В статье «К проблеме происхождения знаменного распева», помещенной в настоящем сборнике, исследователь с полным основанием констатирует творческий характер (анметвованнй ранних форм церковного пения, сложившихся у славян под воздействием византийских традиций. Основываясь на исследованиях советских историков, в том числе Д. С. Лихачева, он утверждает: «Обращаясь к смежным областям древнерусской культуры — литературе, живописи, зодчеству, мы легко можем видеть, как изменились заимствованные византийские формы, наполнялись новым содержанием, приобретали иной колорит, и вряд ли музыка могла быть в этом отношении исключением». В свете новых зарубежных исследований (особенно трудов югославского ученого М. Велимировича) вопрос о византийском происхождении музыкальной письменности представляется автору бесспорным. Но и столь же бесспорным, по его мнению, является и совершенно самостоятельное, отнюдь не механическое следование византийским обрашам. их свободное переосмысление, их «трансплантация» (термин Д. С. Лихачева) на новую почву.

Своеобразным продолжением указанного исторического этюда явилась статья «На грани древнего и нового периодов*, рисующая уже не зарождение, а изживание древнерусской церковной певческой традиции, ее конечный этап. Огромный стилистический перелом, происходивший в XVII веке, переход от строгих форм знаменного распева — в принципе одноголосного, монолнческого — к насыщенному и пышному партесному многоголосию в этом исследовании показан как ,- исторически обусловленное, закономерное явление. И снова автор отчетливо выдвигает на первый план сложную диалектику исторического процесса — постепенное прорастание новых элементов внутри исконных, традиционных форм. Особое внимание в этом смысле уделено искусству второй половины XVII века — периоду коренных сдвигов в русской культуре, эпохе, насыщенной «предчувствиями» нового времени.

Выдвинутая Ю. В. Келдышем концепция находит дальнейшее развитие в очерке «Проблема стилей в русской музыке XVII—XVIII веков». В основных положениях этой статьи Ю. Келдыш справедливо указывает на неразработанность историко-стилистическнх категорий именно в области музыкознания, значительно отстающего в этом смысле от смежных искусствоведческих дисциплин. Такая постановка вопроса, естественно, потребовала от автора широкого, компаративного аспекта исследования. Понятия иредреиессанеа и ренессанса, барокко и классицизма рассматриваются Ю. В. Келдышем в сравнении с аналогичными творческими явлениями русской литературы, зодчества, живописи. При этом автор подчеркивает неравномерность эволюции различных искусств, национальную специфику их развития на русской почве. Прогрессивность новых тенденций обмирщения в музыкальном искусстве второй половины XVII века («русское барокко»), борьба старого и нового в искусстве XVIII столетия, значение русского просветительства, выдвинувшего на вершине своего бурного развития, в 1770-х годах, русскую композиторскую школу, — вот те посылки, из которых исходит Ю. Келдыш, показывая сложную картину наложения и сосуществования различных стилистических пластов в русской музыке данной эпохи. Динамика исторического процесса здесь, как и в других его трудах, посвященных доклассическому периоду русской музыки, дает широкую и рельефную историческую перспективу


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">