1 Р •'• :• ; :л ■■■■■■■ ц партия репризы составляют вместе

54 такта, тогда как в экспозиции главная пертня изложена па пр<тяя.е пин 46 '.14 к1

как бы небольшой самостоятельный цикл внутри симфонического целого. Ее простая, непритязательная тема дана только у струнных в типично квартетном изложении. Строгость мелодического рисунка и общей фактуры, спокойная размеренность ритмического движения, ясная диатоннчность гармонии при некотором оттенке ладовой переменности, создаваемом частыми отклонениями в параллельный минор,—все это придает теме слегка архаический колорит. Она приближается по характеру к тем тонким стилизациям старинной музыки, которые встречаем в камерном инструментальном творчестве Глазунова и в его балетах «Раймонда» и «Барышня-служанка». Отдельным вариациям композитор придает облик законченных жанрово-хорактерных миниатюр. Таковы живое и легкое «Скершто» (вариация III), сурово сосредоточенное «Фугато» — Andante rnistico. напоминающее мрачный средневековый хорал (вариация IV), мечтательный «Ноктюрн» (вариация V). Черты определенной жанровой характеристичности присутствуют и в некоторых вариациях, не имеющих особого наименования. Например, вариация II — Allegretto на 3/а — напоминает грациозный старинный танец. Чередование вариаций создает подобие сюиты, эаиершеннем которой служит величавый финал Moderato maestoso (вариация VII) в русском эпическом духе.

Третья часть симфонии носит наименование «Интермеццо». Она не походит на обычный тип глазуновских скерцо с их большей частью ярко выраженным народно-жанровым колоритом, ритмической остротой и подвижностью. В этоЗ части, как и в некоторых эпизодах темы с вариациями, чувствуется налег стилизации, приближающий ее к изящному, чуть манерному и жеманному старинному танцу. Обращает на себя внимание и подчеркнуто «классичная» прозрачная инструментовка «Интермеццо», в которой отсутствует «тяжелая медь» и играют только деревянные лухопые и смычковые, мягко поддерживаемые валторной. Вместе с тем в музыке «Интермеццо» есть оттенок механической «нгрушечно-стн». особенно явстпенно выступающий в более оживленной середине с ее автоматической «заводной» метрнчностью и хрупкими стеклянными заучностями.

Финал связан с традиционным кругом национально эпических образов, лежащих в основе большинства заключительных частей в глазуновских симфониях н других произведениях крупной циклической формы. Однако он своеобразно решен в конструктивном отношении. По форме финал представляет соединение рондо-сонаты и двойных вариаций !, причем основным средством варьирований служит ритмическое видоизменение тем.

Основному движению Moderato maesfoso предшествует широкое и плавное Andante maestoso, в котором первая тема дана в красочном противопоставлении тяжелых низких уни-сонов оркестра и светлого звучания деревянных духовых в высоком регистре:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">