Построение разработки в тональном отношении в высшем степени логично и последовательно; опорными точками се тонального плана являются доминанта к минорной тональности, одноименной с мажорной параллелью основного строя (es-moll), затем доминанта к субдоминанте основного строя (/), после чего довольно быстро начинает ощущаться и основная тональность c-moll. Глазунов избегает здесь излюбленных им красочных тональных сопоставлений или длительных уходов в далекие строи. Затрагиваемые им отдаленные тональности не закрепляются на сколько-нибудь продолжн-

' Объединение тематических элементов главной и побочной партии в заключительной стадии экспозиции является одним из характерных приемов Глазунонз. Однако здесь эгог прием имеет иное значение, чем. например, в первой части Пятой симфонии, и способствует не смягчению контрастов, а. напротив, еще большей концентрации конфликтного начала.

■ Разработка охватывает всего 40 тактов, то сеть почти втрое меньше, чем экспозиция, заключающая 110 тактов.

тельное время и лишь способствуют общему накоплению гармонической неустойчивости.

Следует отметить и тематическое единство разработки, основывающейся полностью на материале главной партии, мотнвные элементы которой подвергаются постепенному ритмическому и полифоническому сжатию.

Вследствие большого внутреннего единства разработки и целеустремленности се развертывания водораздел между разработкой и репризой становится почти неощутимым. Реприз-ное проведение темы главной партии, грозно и величественно звучащей у тромбонов в ритмическом увеличении, воспринимается как естественная вершина всего предшествующего ей динамического, тонального и тематического развития. Тема здесь лишь показана очень кратко, хотя и весьма рельефно: ее проведение вместе с разработкой занимает немногим больше места, чем изложение главной партии в экспозиции •. Побочная партия дана тоже в несколько сокращенном виде. Небольшая, но стремительная кода, в которой движение ускоряется п тема приобретает еще более упругие ритмические очертания, завершает эту часть.

Пгрвая часть Шестой симфонии занимает совершенно особое место во всем творчестве Глазунова. Ни до. ни после ее создания ему не удалось ни в одном из своих произведений достигнуть такой силы воплощения драматических эмоций и напряженной конфликтности музыкального развития.

Однако в дальнейших частях симфонии эти драматические элементы не получили естественно ожидаемого продолжения. Вместо того чтобы последовательно, этап за этапом развертывать свой замысел н идти к решению острого психологического конфликта через возможно более полное раскрытие и выявление прол1Воречипых начал, композитор уходит в совершенно иную сферу обраэоп н настроений. Последующие части цикла стилистически разнородны и мало гармонируют не только с драматически напряженной первой частью, но и между собой. Преувеличенно грузный и массивный финал произпедения подавляет своей тяжеловесностью две средние части с их легкой, изящной фактурой и камерным строем образов.

Вторая часть —Тема с вариациями — представляет собой


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">