Таким образом уже во вступительно-.: АНацю завязывается узел драматических столкновений и определяется остро конфликтный характер музыкального развития, свойственный всей первой части.

В главной партии Allegro passionato мелодический рисунок темы остается неизменным, сохраняется и имитационно-полифонический принцип ее изложения, впрочем, не выдер-

1 Эта последовательность состоит главным образом нз аккордов субдомнкантовой группы, прячем характерную «темную» окраску придает «й минорное трезвучие II низкой ступени: Лм-/м-о5.

1 Здесь непосредствен но сопоставлены дна аккорда с увеличенной секстой: секундаккорд VII ступени с повышенной квинтой а5-Л-</-/15 и квннтсскстаккорд IV ступени с повышенным основным тонои а*-С*М*/й, разрешаемые в тонический кнартсекстаккорд.

живаемый с достаточной последовательностью. Ио благодаря ритмическому сжатию, сопряженному с одновременным резким изменением темпа1, она становится более динамичной и импульсивной, приобретает черты порывистой, возбужденной страстности:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Главная партия не образует законченного, уравновешенного построения, заключай в себе значительные элементы «разработочного» порядка; развитие ее характеризуется непрерывным ростом и нагнетанием драматической возбужденности.

Светлая по настроению, лирически воодушевленная по-бочная партия ярко контрастна по отношению к драматически устремленной главной, что вообще необычно для Глазунова, стремившегося, как правило, к сближению различных тематических образований и нейтрализации контрастов:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Во втором шестнадцатнтакте тема динамизируется, становится более напряженной по звучанию, ее колорит темнеет вследствие преобладания минорных гармоний2. Внезапное вторжение элементов главной партии (цифра 17, Tempo primo) вызывает резкий поворот в ходе музыкального развития. Этот драматический «прорыв» подготавливает еще одно,

1 Половина такта на Vi в Allegro passionato соответствует трехчетвертному такту Adagio, при обозначении темпа но метроному половинная—66 и четвсрть=66. Таким образом, движение ускоряется фактически втрое,

2 Дважды — в середине первого и в середине второго восьмитакта — дается отклонение в минорную тональность III ступени, которая окрашивает, таким образом, все это построение.

третье проведение темы побочной партии, которая звучит теперь в мощном оркестровом tutti напряженно патетично, почти экстатически. Ее динамизации способствует и полифоническая насыщенность музыкальной ткани, в которую вплетаются отдельные мотивы из главной партии. Это проведение составляет заключительный раздел экспозиции

В-разработке Глазунов отступает от обычных для него приемов вариационно-красочного «расцвечивания» тематического материала. В соответствии с общим замыслом этой части она сравнительно невелика по своей протяженности2 и построена на одной линии постепенного и неуклонного динамического нарастания, которая приводит к главной, центральной кульминации, совпадающей с началом репризы. Это развитие совершается в виде трех последовательных и как бы перекрывающих друг друга поли. Первый раздел разработки (18 тактов) характерен своей тональной неопределенностью, создаваемой обилием проходящих энгармонических модуляций. В самом ее начале мрачный эффект создается неожиданным сдвигом из es-moli в e-moll с последующим возвращением к доминанте es-moll через ряд эпизодически затрагиваемых, проходящих тональностей, в большинстве своем минорного наклонения. Второй и третий разделы, более сжатые по объему (8 и 14 тактов) и стремительные по динамике, тонально развиваются от доминанты cs-moll к доминанте f-moll и от доминанты f-moll к доминанте основного строя c-moll.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">