Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

Мрачный трагический колорит создается здесь характерам тембром низких медных, затем деревянных духовых, суровым «роковым» ритмом и «темным» исследованием минорных тональностей по нисходящим большим секундам: eis. h,a.

g. Как ответ на это грозное предупреждение появляется у скрипок скорбная мелодия, в которой легко заметить сходство с основной темой Andante, но восходящее мелодическое движение сменяется нисходящим, мажорный лад минорным, что существенно изменяет ее выразительную окраску. Это омрачение, однако, непродолжительно. После вторичного проведения «рокового» эпизода (с соответственной заменой тонального последовання: /, es, eis Л) наступает реприза; характер музыки вновь проясняется, восстанавливается настроение безмятежного, задумчивого лирического покоя н созерцания. Драматический конфликт не завязался, и мрачные звучания среднего раздела оказываются мимолетно набежавшей тенью.

Это единственный короткий момент во всей симфонии, который нарушает ее основной светлый, оптимистический той.

Финал Пятой снмфоннн хотя в такой степени н не выделяется по своим масштабам среди остальных частей, как в предшествующей ей Четвертой, но так же импонирует своей величественной монументальностью, мужественной героично-стью и эпической цельностью образов. Музыка финала проникнута стремительным порывом и яркой моторной энергией: она развивается непрерывно н безостановочно, словно неудержимая лавина мощно устремленного вперед поступательного движения. Впечатления единства и непрерывности развития композитор достигает посрелсгвом сохранения одной остниат-ной ритмической фигуры, которая входит в состав всех тем финала, написанного в форме рондо-сонаты, причем эта фигурка дается в различных сочетаниях и вариантах*. В теме побочной партии, например, она дана во вдвое больших длительностях, чем в главной, и, кроме того, меняется ее положение относительно сильных и слабых долей такта:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Этот прием искусного перемещения ритмических частил как средства формообразования в финале Пптои симфонии Глазунова тонко отмечен Асафьевым (Глебов, с. 101).

В среднем эпизоде, тема которого носит более напевный характер, этот остннатный ритм отодвигается на второй план н составляет фон сопровождения, продолжая непрерывно звучать у литавр:

Очерки и исследования по истории русской музыки

По структуре этот ритм напоминает такой же упорный остннатный ритмический рисунок в разработке первой части Богатырской симфонии Бородина. Аналогична и выразительная функция данного приема, в обоих случаях придающего музыкальному движению характер стремительности и напора. Конкретные ассоциации, вызываемые музыкой глазуноа-ского финала, разнообразны, хотя все они относятся к одной сфере образов русского героического богатырского эпоса: здесь н могучая, тяжеловесная богатырская пляска (побочная партия), и боевая дружинная песня (средний эпизод), и торжественное шествие (начальная фанфарная фраза в маршевом ритме, затеи получающая развитие в коде).

Все это обилие образных элементов дано в рамках чрезвычайно стройной, ясной по плану и законченной композиции. Конструктивная основа выступает иногда даже в чрезмерно обнаженном виде, придавая финалу известные черты схематизма. То же нужно сказать н о характере отдельных тематических образов, в которых моторное начало порой выдвигается на первый плнн в ущерб не посредствен ой мелодической яркости и выразительности. В данном отношении обнаруживаются неожиданные связи этого глазуновского финала с некоторыми характерными образами и приемами раннего Стравинского. Укажем, например, на стать излюбленные Стравинским упорные ритмические акценты, создающие эффект тяжелого «втаптывания». Так, «Пляска конюхов» из четвертой картины «Петрушки» напоминает побочную партию финала Пятой симфонии.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">