Заключительная партия строится на одновременном проведении основных тематических построений главной и побочной партий, соединяемых по принципу двойного контрапункта. Прием обьедннеиия и суммирования различных тематических элементов, обычно применяемый Глазуновым в симфонических финалах, здесь, таким образом, приближен и дан уже в конце экспозиционного раздела первой части.

Большой стройностью и логичностью развертывания отличается разработка. В общих основных чертах ее структура напоминает строение разработки в первой части Богатырской ■симфонии Бородина: первый раздел, основанный на материале главной партии н состоящий из трех подобных построений и равномерно отстоящих друг от друга тональностях; второй раздел — центральный —лирическая кульминация на материале побочной партии; третий раздел — подготовка репризы с постепенным «собиранием» элементов темы главной партии. Но при близком композиционном сходстве разработ ки Бородина и Глазунова глубоко различны по своей сущности, Если у Бородина разработка полна стремительного «юрыва и энергии, в результате чего достигается яркая динамизация основного образа, то у Глазунова она разверты-

Очерки и исследования по истории русской музыки

вается плавно и спокойно, без крутых, решительных поворотов, и по сути ии к чему не приводит.

В первом разделе разработки, как уже было замечено, основная тема проводится трижды в разных ритмических вариантах в тональностях Cis-dur, D-dur и Es-dur. Сначала она проходит в ритмическом увеличении в низком регистре струнных басов и фагота, к которым присоединяется затем второй голос (трубы и тромбоны), образуя с первым канон в октаву. Следующее проведение темы у высоких деревянных и валторн (также в виде канона в октаву) основано на ее фанфарном варианте из связующей партии (см. пример 43). Наконец, в третий раз тема приобретает характер стремительной, быстро взвивающейся фигурации.

Постепенное ритмическое сжатие, сопровождаемое усилением звучности и расширением регистра, создает эффект общего нарастания динамики. Однако развитие совершается спокойно, на основе сопоставления широких, ясно расчлененных пластов, и лишено настоящего внутреннего напряжения. В ходе разработки не возникает нового качества тематических образов — композитор лишь различным образом комбинирует, сопоставляет уже ранее данные элементы. Показателен и тональный план разработки, остающейся все время в сфере близких строев. Сопоставление тональностей Cis-dur, D-dur и Es-dur приводит к кульминационному проведению главной темы в основной тональности B-dur. После этого идет небольшой средний раздел разработки в строе VI низкой ступени Ges-dur, в котором дано уже имевшееся в заключительной партии экспозиции соединение темы побочной партии с элементами главной. Последний раздел разработки, содержащий в себе подготовку репризного проведения главной партии, также воздействует больше красочным сопоставлением светлых мажорных трезвучных гармоний (главным образом в виде секстаккорда), чем ростом и накоплением гармонической напряженности.

Реприза отличается от экспозиции в основном фактурными изменениями и более кратким изложением главной партии. Последнее закономерно обусловлено тем, что все возможности развития и преобразования этой темы по существу уже исчерпаны и репрнзное проведение ее является не НОВОЙ ступенью в раскрытии образа, а подтверждением ранее сказанного. Такое же значение имеет и небольшая по длительности кода. Отметим лишь один любопытный штрих перед самым концом части, где элементы обеих основных тем —


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">