Мягко вступающая тема главной партии представляет собой не что иное, как видоизмененную тему вступления. Но благодаря более подвижному темпу, смене четного размера (4/«) трехдольным, иной фактуре и оркестровке она приобретает здесь другой жанровый облик, напоминает гибкий, изящный танец. Соединяя два разделенных во вступлении построения в одну непрерывно развертывающуюся линию. Глазунов достигает большей протяженности темы, мелодический рисунок которой характеризуется плавным, спокойным чередованием уравновешивающих друг друга подъемов и спадов:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Излагая тему в виде канона в октаву, композитор тем самым еще увеличивает се протяженность. Основное ее построение, заключающее в себе двадцать тактов, после краткой четырехтактной связки полностью повторяется в другой, более плотной по звучности оркестровке и с обратным соотношением голосов: первым вступает теперь верхний голос, порученный высоким деревянным и струнным, а затем нижний'голос, исполняемый тромбонами и тубой.

1 Этому способствует также внезапный спад звучности в_ момент ожидаемой кульминации, что отмечает Асафьев как характерный вообще Для Глазунова прием «ослабления напряжения ткани и рассеивания материала» (Глебов, с. 83).

Довольно пространный (28 тактов) свободный по построению раздел, основанный на развитии отдельных отрезков темы (при сохранении имитационно-полифонического принципа), приводит к третьему, самому яркому и энергичному ее утверждению. Здесь меняется не только характер изложения, но и сама форма темы. Не остается ничего, что тормозило бы движение н вносило элементы смягченного лиризма или сдержанной рассудительности. Стремительно взлетает ввысь у деревянных и медных духовых упругая по ритму фанфарная фигура, словно освобождаясь от всего, сковывавшего ее порыв и мешавшего ей вырваться на свободу:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Эта кульминация в развитии главной партии является одновременно и поворотом ко второму тематическому разделу экспозиции. С помощью излюбленных им секвенционных ходов Глазунов осуществляет подход к лирически песенной побочной партии. Тема побочной партии с ее несколько меланхолическим колоритом вносит новый жанровый и выразительный контраст, не нарушающий, впрочем, общего эмоционального строя первой части симфонии. Нетрудно обнаружить в ней черты интонационной общности с основным тематическим построением данной части, хотя она и не является простым его вариантом:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Особый оттенок мягкой элегической задумчивости придает ей ладовая переменность, создаваемая колебаниями между параллельными тональностями р-с1иг и с1-то11 в первом вось-митактном построении и окончанием второго восьмнтакта на доминанте £-то11 (тональность субдоминанты по отношению к д'-тоН). Благодаря этой ладовой переменности тема несколько напоминает по звучанию русскую народную песню, хотя в се мелодическом построении нет прямого сходства с каким-либо определенным видом народной песенности. Вместе с тем здесь проявляется уже отмеченная выше склонность композитора к постоянной смене гармонических нюансов, сообщающая характерный колорит всей этой части.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">