В то же время нетрудно установить наличие некоторых интонационных связей между скерцо и первой частью. Следующие примеры служат наглядной иллюстрацией этих связей:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Тима среднего раздела скерцо, идущая в плавном, нето-у роплнвом вальсовом движении, имеет очевидное сходство с мелодическим рисунком темы главной партии из первой* части:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Финал выделяется среди остальных частей симфонии не только по масштабам, но и по обилию тематического материала, многообразию приемов его развития и варьирования, сложности полифонической работы. При ближайшем рассмотрении, однако, весь материал финала оказывается свя-| аан между собой общностью основных тематических элсменtob н представляется в виде ряда вариантов одного первоначального интонационного комплекса.

Вступительное Andante, построенное на многократном варьированном проведении двухтактной фразы, интонационно и по характеру звучания перекликается с главной партией первой части. Эта фраза напоминает народные попевки типа «кличей», «зазываний». Особый характерный оттенок придает ей окончание каждый раз на ладово неустойчивом звуке при общей зыбкости и неустойчивости гармонического фона:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Затем, вычленяя начальный мотив приведенной фразы, Глазунов строит на его основе фанфарные переклички труб и валторн, приводящие к основному движению —АПедго. Общий характер финала — блестящее торжественное шествие или марш. В маршевом движении выдержана и главная партия, тема которой интонационно складывается из разных вариантов вступительной фразы:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Далее в экспозиции возникают еще два новых тематических образования — стремительно «взлетающая» фанфарная тема связующей партии (пример 39 а) и более плавная по рисунку певучая тема побочной (пример 39 б). Нетрудно заметить, что обе они создаются путем перестановки и комбинирования тех же интонационных элементов:

Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

В разработке весь этот комплекс тематически: построений дается в различных вариантах и сочетаниях1, причем в развитие включаются также и темы предыдущи; частей. Эпизодически проходит у валторн фанфарный мотив из скерцо, сопоставляемый с темой побочной партия финала (цифра 20. Tempo I). Потом в светлом звучании флейты, гобоя и валторны широко проводится задумчиво-элегическая начальная тема симфонии, сразу же вслед за этим повторяемая еше раз в другом тональном и тембровом оформлении. Тональность второго проведения — dis-moll, энгармонически равный es-moll, и несколько приглушенный тембр ыарнета и альтов приближают тему к се первоначальному облику.

Процесс суммировании и объединения тематшгчекого материала симфонии продолжается в коде финала. Первый раздел коды строится на развитии темы главно! партии первого Allegro, проводимой в разных ритмические вариантах и в различной тембровой окраске. Однако, также как и в разработке, кульминационным моментом коды является проведение начальной лирической темы. Она звушт здесь сначала сурово патетически в низком регистре фаптов, валторны, тубы и струнных басов и лишь затем проезетляется, переходя к высоким деревянным н струнным.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">