Очерки и исследования по истории русской музыки

Пасторальный колорит создается ясным, светлым и легким характером оркестрового звучания с преобладанием тембров деревянных духовых. Приведенная основная фраза главной партии развивается имитационно, проходя поочередно, в различных вариантах у гобоя, кларнета, затем снова гобоя и флейты. Еле слышно пульсирующая у альтов и вторых скрипок остинатная ритмическая фигура привносит в музыку оттенок нежной лирической трепетности.

В побочной партии возникает снова уже знакомый мелодический образ вступления. По благодаря изменению ритма и характера изложения тема приобретает иной жанровый облик н напоминает здесь не песню, а легкий, грациозный танец:

■ На своеобразную двойственность колорита этой темы, сочетающе* русские н •оеючкые черты, указывает Е. С. Богатыреваа в статье *3*-метки о музыкальной стиле А. К. Глазунова».—«Вопросы музыкознания». Ежегодник, вып. I. 1953—1954. М. 1954. с. 290.

Очерки и исследования по истории русской музыки

Подобного рода жанровые преобразования тем являлись одним из излюбленных приемов Глазунова и встречаются во многих его произведениях как раннего, так и зрелого периода.

В развитие побочной партии внедряются далее отдельные тематические обороты главной партии (Tempo I). Путем такого сближения композитор наглядно демонстрирует общность некоторых их интонационных элементов.

Разработка непосредственно примыкает к побочной партии, начинаясь с дальнейшего развития той же темы. Вторая ее половина, тематически связанная с главной партией, представляет собой, в сущности, расширенный подход к репризе (на протяжении двух третей этого раздела - двадцать тактов из тридцати- длится доминантовый органный пункт основной тональности Es-dur).

Особенностью репризы является отсутствие побочной партии, которая заменена сокращенным повторением вступительного Andante. Краткое восьмнтактное построение на материале главной партии и в тональности Es-dur заключает первую часть.

В целом создается своеобразная концентрическая форма, где первый, внешний круг образуется из повторения Andante cs-moll, второй круг составляют два проведения главной партии в экспозиции и репризе, центром же является побочная партия с примыкающей к ней разработкой. Замкнутость построения, отсутствие ярко заостренных контрастов и напряженного тематического развития, отличающие эту часть симфонии, находятся в полном соответствии со спокойным, созерцательно-лирическим характером се музыки.

Вторая часть — скерцо —также окрашена в светлые, пасторальные тона. Основная ее тема выдержана в характере стремительного, жизнерадостного народного танца. «Сельский» колорит, как и в первой части, подчеркнут преобладанием деревянных духовых н оркестровке, а также некоторыми специфическими приемами изложения (например, «бур-донящие» квинты в басу, pizzicato струнных и т. п.). По тематнческнй материал скерцо лишен определенно выраженной' национально-русской окраски, и и этом смысле оно несколько уводит в сторону от основной сферы образов симфонии в целом. Главная тема скерцо по ритму и мелодическим интонациям не походит на русские народные пляски и скорее напоминает живой, темпераментный французский танец типа фарандолы.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">