В Четвертой симфонии с большой наглядностью проявилось стремление Глазунова к композиционному единству цикла, которое достигается как благодаря общей стройности, выдержанности пропорций, так и при помощи непосредственных тематических связей между частями. Эта тенденция к объединению и синтезу основных тематических элементов, лишь намечающаяся в некоторых более ранних его произведениях, получает здесь последовательное и законченное выражение.

Структура цикла в Четвертой симфонии не совсем обычна. Симфония состоит нз трех частей вместо классических четырех. Возможно, что это вызвано преобладанием в первой части медленных и умеренных темпов. Поэтому композитор отказался от самостоятельной медленной части, заменив се небольшим вступлением к финалу в темпе Andante. Две первые части (Andante, Allegro moderato) и Скерцо (Allegro vivace) сравнительно невелики по объему и отличаются легкостью, прозрачностью колорита. Центр тяжести перенесен на монументальный по звучности финал, в котором объединяется весь тематический материал предшествующих частей, проводимый в разнообразных контрапунктических сплетениях.

Широкое использование средств полифонического развитии характерно для Четвертой симфонии вообще. В этом проявляется одно нз новых стилистических качеств глазуновско-го симфонизма. Имитационная полифония занимает большое место и в первой части, способствуя созданию непрерывно движущейся н развивающейся фактуры. Плотная гармоническая фактура, преобладающая у Глазунова в раннем периоде творчества, уступает место более прозрачной манере изложения с ясным, подвижным голосоведением.

Своеобразно построена первая часть симфонии. Светлое, пасторальное Allegro moderato обрамляется элегическими минорными вступлениями и заключением в темпе Andante, построенными на теме ориентального характера:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Восточная окраска выражена и в интонациях этой темы, и в прихотливой узорчатости ее мелодического рисунка, и в капризном, изменчивом ритме, и, наконец, в характерном тембре английского рожка, которому поручено первое ее проведение. Вместе с тем ей свойственны черты типично русской широкой и свободной распевностиОсобенно ясно проявляются они во второй половине темы, где мелодический рисунок освобождается от мелких и дробных узоров, приобретает большую плавность и широту очертаний. При этом последовательно расширяется н интервалика (ходы на квинту, сексту н. наконец, на октаву вверх). Таким образом мелодия описывает вес большего масштаба дуги, достигая яркой звуковысотной и динамической кульминации в восьмом такте на звуке фа, подчеркнутом восходящим октавным шагом. Все это мелодическое построение отличается большой монолитностью, отдельные составляющие его интонации прочно спаяны в единую, непрерывно развивающуюся линию. Строго выдержанная диатоника сообщает данной теме характерную для Глазунова ясность, простоту и уравновешенность эмоционального тона.

Тема главной партии построена на короткой двухтактной фразе русского народного склада с типичными «трихордны-ми» попевками. напоминая отдельными своими оборотами рожечпые или свирельные пастушьи наигрыши:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">