1 См. письмо П. И. Чайковскому от 9 марта 1889 г.— В кн.: Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания, с, 120.

2 В сюиту включены Полонез Л-dur, op. 40, Ноктюрн F-dur. op. lo iNï I, Мазурка cis-moll, op. 50 X« 3 н Тарантелла, op. 43.

3 Исключение составляет лишь Мазурка, транспонированная из cis-moll в d-moll, что могло быть вызвано отчасти соображениями удобства оркестрового исполнения, а отчасти общим тональным планом сюиты.

пианной фактуры. Поэтому его оркестровка в общем носит экономный и сдержанный характер. Особенной легкостью и прозрачностью отличается инструментовка мазурки, в которой тонко передана шопеновская филигранная полифония. Преобладание деревянных духовых в этой пьесе подчеркивает ее элегически-пасторальный колорит.

После нескольких лет сложных, нередко запутанных исканий, уводивших композитора порой далеко в сторону от настоящего его пути, Глазунов приходит в середине 90-х годов к созданию вполне зрелых, мастерских и законченных по стилю произведений. Из-под его пера почти непосредственно одна вслед за другой выходят три великолепные, сочные по материалу и стройные по композиции симфонии- Четвертая (Es-dur), op. 48 (1893), Пятая (B-dur), op. 55 (1895), и Шестая (c-mo!l), op. 58 (1896). в которых получили яркое и последовательное выражение наиболее характерные черты гла-зуновского симфонизма.

Эта триада симфоний составляет в целом как бы единый цикл, объединяемый родством основного образного содержания, тсматизма и музыкально-конструктивных принципов. И вместе с тем они различаются между собой по настроению, эмоциональному колориту н характеру музыки, каждая из них по-своему неповторима и обладает своеобразием концеп-ционного решения.

Четвертая симфония — наиболее «кучкистская» из всех трех. В этом смысле она может рассматриваться как «пограничное» произведение, стоящее на пороге полной творческой зрелости композитора. Но если образный строй этой симфонии содержит еще сравнительно большое количество прямых, непосредственных реминисценций «кучкистского» (преимущественно бородинско-корсаковского) плана, то в построении симфонического цикла, приемах тематического развития, фактуре, оркестровке и даже самой лепке тематического материала Глазунов обнаруживает уже достаточную самостоятельность '.

1 Б. В. Асафьев в монографии о Глазунове дает анализ лишь последних четырех его симфоний, начиная с Пятой. Тем самым он выключает Четвертую из числа вполне зрелых и самостоятельных произведений композитора. «Действительно.— замечает Асафьев о Пятой симфонии,— можно сказать, что с нее начинается эпоха неуклонного развития снмфоРусские народно-жанровые образы, связанные с «куч-кнстской» традицией, преломляются здесь Глазуновым в двух характерных для его творчества аспектах: это, с одной стороны, мягкая, созерцательная песенная лирика пасторального или задумчиво-элегического склада, часто вызывающая поэтические пейзажные ассоциации; с другой стороны — широкие, величавые картины массового народного празднества или пышной торжественной процессии. Эти две основные группы образов распределяются между первой частью и финалом симфонии. Кроме того, следует отмстить еще одну категорию образов легкого изящно скерцозного характера, иногда жанрово окрашенных, иногда же приобретающих воздушно-фантастический колорит. Источником образо» этого рода, также весьма излюбленных Глазуновым и получивших, в частности, широкое развитие в его балетной музыке, могли послужить скерцозные части в квартетах Бородина. Следовательно, и здесь Глазунов не отрывается от «кучкист-скнх» корней.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">