Особо следует сказать о симфонической картине «Весна» (1891). выгодно отличающейся от предшествовавших ей внешне эффектных, но мало содержательных по материалу программных оркестровых композиций простотой н экономией выразительных средств. Это — небольшая пьеса лирически-пейзажного типа, выдержанная в мягких и спокойных тонах'. Эпиграфом к ней служит четверостишие Тютчева:

Весна идет, весна идет. И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.

Композитор не увлекается обилием звукописных подробностей. Но поэтичная, свежая и ясная по настроению музыка симфонической картины хорошо передает радостный несенный наплыв чувств. Особой лучезарной «весеннестью» отличается звучание оркестра в этом сочинении. Здесь оркестровка уже типично глазуновская. соединяющая чистоту н прозрачность колорита с сочным полнозвучием. В партитуре «Весны», за исключением валторн, почти не участвуют инструменты медной духовой группы: тромбоны и туба выступают лишь однажды в момент кульминации, где им поручены два протянутых аккорда для усиления обшей звучности оркестра (литеры И н $ в партитуре), труба совсем отсутствует. Таким образом красочность оркестровой палитры достигается за счет разнообразного н мастерского использования деревянной и смычковой групп. Оттенок сияющей светлой звончатости привносят арфа и колокольчики. Широко пользуется Глазунов атв! струнных: в некоторых местах он доводит число потных строчек смычковой группы До шестнадцати (см., например, заключительный раздел главной партии в экспозиции; партитура, литера С). Большое количество однородных по тембру голосов, охватывающих в целом обширное звуковое пространство, создает легкую, ясную и вместе с тем достаточно плотную и заполненную звучность. В данном случае с помощью такого приема композитору удается вызвать то специфическое, неповторимое ощущение обилия света и воздуха, которое прежде всего возникает у нас при созерцании весеннего пейзажа.

Заслуживают упоминания и относящиеся к данному периоду работы Глазунова по инструментовке и обработке сочинений других композиторов. Это прежде всего запись и оркестровка двух частей неоконченной симфонии Бородина, сделанная Глазуновым вскоре после смерти высоко почитавшегося им композитора (1887). Надо полагать, что Глазунов не просто записал по памяти слышанную им в исполнении автора музыку, но в большой мере самостоятельно компоновал материал, существовавший у Бородина в эскизном виде. Во всяком случае, при создании партитуры ему приходилось доделывать и уточнять ряд деталей фактуры, голосоведения и т. д. Эта работа выполнена Глазуновым с большим художественным тактом н глубоким проникновением в стиль музыки Бородина.

Так же мастерски сделана инструментовка четырех фортепианных пьес Шопена, вошедших в состав оркестровой сюиты «Шопениана». Создание этой сюиты явилось данью горячей любви и восхищения, которые Глазунов питал к творчеству великого польского композитора с детских лет и сохранил на протяжении всей своей жизни. Мысль о такого рода сюите, как уже упоминалось, возникла у него еще в 1889 году', но вся работа полностью была завершена только в 1893. Глазунов сопоставляет произведения различных жанров и разные по своему характеру, создавая законченный сюитный цикл2. В чередовании их выдержан и определенный тональный план (Л-dur, F-dur, d-moll и снова A-dur). Инструментуя шопеновские пьесы. Глазунов стремился сохранить и оригинальную тональность* и особенности их форте-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">