Скерцо, занимающее второе место в цикле, соответствует лирически-камерному плану, з котором дано изложение тематического материала первой части. Оно написано в легкой, прозрачной манере и напоминает по характеру изящно шутливые образы аналогичных частей в квартетах Бородина. Это родство особенно наглядно выступает в среднем разделе, который построен на игривой, задорной темке плясового склада, заставляющей вспомнить о трио из скерцо Первого квартета Бородина.

Лучшая часть симфонии — Andanlc, главная скорбно-проникновенная тема которого по эмоциональной окраске (а частично и по интонационному строению) напоминает благородную, возвышенную лирику элегии «Памяти героя»:

Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

Ее дополняет другая, более напряженная по выразительности тема, окрашенная характерными «скрябинскими» хро-матизмамн, которыми насыщены как основная мелодическая линия, так и гармонические голоса:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Обе темы излагаются очень широко, достигая патетического звучания, после чего дается небольшая разработка на материале первой темы и лаконичная реприза. Репрнзное проведение второй темы перекликается со вступлением к Andante, построенным на той же теме. Таким образом создается замкнутое обрамление, внутри которого протекает все развитие.

Последняя часть — Allegro moderato — отличается обычной для глазуиовских симфонических финалов грузной монументальностью и размашистостью письма. По своему характеру финал противостоит преобладающему лирическому плану предыдущих частей. Музыка его ассоциируется с образами праздничного народного шествия или пляски. Основным средством тематического развития в финале служит ритмическое варьирование тем. Так, начальная фраза темы главной партии в результате ряда преобразований появля-^я в коде в двойном увеличении, что при довольно значниммкщ замедлении темпа, изменении тембра и фактуры придает ей существенно иной облик1:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Плясовая тема побочной партии уже в экспозиции дается одновременно в двух различных ритмических формах:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Однако, несмотря на пропиленную композитором изобретательность, финал получился в общем неубедительным из-за известной сухости, бесцветности тематического материала и неорганичности его развития.

Глазунову так и не удалось добиться в этой симфонии искомого «единства стиля». Сочетание различных, плохо согласующихся друг с другом элементов, иногда наблюдаемое даже в пределах одной части, приводит к непоследовательности и противоречивости целого. Это послужило основной

1 Среди рукописей Третьем симфошш имеется специальный эскизный набросок этого места (ГПЬ, архив Глазунова, № 152). По-видимому, композитор придавал ему значение одного из опорных моментов в развитии финала. На отдельном листке выписано также контрапунктическое соединение первой побочной темы в основном виде с ее обращением, встречающееся в разработке:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Сравнить с партитурой, с. 109. литера N. -»64

причиной того, что Третья симфония не вошла в число популярных произведений Глазунова и лаже ее свежие привлекательные стороны остались недооцененными.

К «переходному» периоду творчества Глазунова относятся и еще некоторые оркестровые сочинения менее значительного масштаба. Таковы Мазурка для оркестра, ор. 18, нлн уже упомянутое «Свадебное шествие», помеченное как ор. 21 (обе пьесы написаны в 1888 году).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">