Очерки и исследования по истории русской музыки

В целом главная партия представляет собой трехчастную-форму. После первого проведения темы в виде периода из двух предложений с окончанием на субдоминанте идет несколько более развернутый средний раздел, в котором отсекаются отдельные отрезки темы и разрабатываются посредством секвенций. Этот разработочный отдел подводит к динамизированной репризе, где тема проводится тремя тромбонами на фоне оркестрового tutti в звучании FF.

Подобная структура главной партии необычна для «куч-кистского» симфонизма, но образцы ее Глазунов мог найти у Чайковского. Таким способом уже в экспозиционном изложении темы достигается большое и яркое эмоциональное нарастание. При этом композитор стремится к созданию одной непрерывной линии развития, чему способствуют и гармонический план, и единство фактуры, и применяемые в среднем разработочном разделе средства имитационной полифонии.

К главной партии непосредственно примыкает связующая с новой темой, с характерными стремительными взлетами мелодического рисунка, но сохраняющей лирическую плавность и гибкость очертаний.

Побочная партия не выходит из той же сферы мягкого, мечтательного лиризма, но она носит по сравнению с главной не столь выразительно «открытый» характер и окрашена в элегические топа. В ее интонационном складе явно ощущается близость к лирическим образам Бородина. Надо отметить далекое и необычное соотношение тональностей главной и побочной партий: О-сІиг и Ь-то11, оттеняющее их выразительный контраст:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Разработка строится на основе различных вариантных преобразований основного тематического материала, но эти изменения носят в большой мере надуманный и искусственный характер. Ряду таких трансформаций подвергается тема главной партии, которая принимает различную выразительную окраску и разный жанровый облик, не изменяя при этом своей мелоднко-интонационной структуры. Этот не новый уже для Глазунова метод здесь применяется, быть может, даже с большим мастерством или, по крайней мере, с большей технической ловкостью, чем в предшествующих симфониях, но не оправдан характером самого материала.

Так, уже в первом разделе разработки Рш яоз^пиЬ (после вступительного модулирующего построения) тема главной партии коренным образом меняет свой выразительный облик благодаря острым энергичным акцептам и характерной стучащей ритмической фигуре, сменяющим плавный рисунок начала, хотя звуковысотная линия остается неприкосновенной. Далее та же тема приобретает характер гибкого таниа, контрапунктически объединяясь с элементами побочной партии. Проходя затем в скернозном преломлении у деревянных духовых (эпизод Мепо глоэзо), она, наконец, уже перед наступлением репризы, звучит у валторн как торжественная фанфара.

Приводим важнейшие видоизменения этой темы в разработке:

Очерки и исследования по истории русской музыкиОчерки и исследования по истории русской музыки

В репризе весь материал сильно динамизирован по изложению, причем главная партия дана в виде лишь одного шестиадцатитактного периода. Следует обратить внимание на отступление от обычного тонального плана, к которому композитор прибегает с целью динамизации формы. После длительного органного пункта в конце разработки на доминанте D-dur главная партия в репризе дается не в основной тональности, а в строе II низкой ступени — Es-dur. Таким образом создается дополнительный разбег к основной тонике, появляющейся только в коде.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">