1 Как о курьезе можно упоминать об исполнении этого произведения Глаэунсоа в 1908 г. в Общедоступных концертах А. Д. Шереметева с декорационным оформлением. «Русская музыкальная газета» писала по этому поводу: «Для «Встречи князя» композитор прибавил еще медный оркестр, а администрация концертов, с своей стороны, еще декорацию Красной площади» (1908. M 48. стб. 1096).

* «Советская музыка». 1946. А* 2/3. с. 117.

1 На последней странице рукописной партитуры имеется авторская пометка: «14 сентября 1890. Царское Село. А. Глазунов (симфония начата в начале нюня, кончена 14 сентября)» (ГПБ. архив Глазунова. •*ч> 147). Очевидно, это срок, в течение которого симфония была окончательно обработана композитором и инструментована.

Третья симфонии является одним из наиболее ярко выраженных «антнкучкнетских» произведений Глазунова характеризуемой поры. В ней заметно сознательное стремление отойти от традиционного круга образов и приемов воплощения, типичных для Новой русской школы. В этом смысле показательно и се посвящение Чайковскому. Однако твердо и последовательно стать на новые творческие позиции Глазунову не удается. Поэтому симфония получилась стилистически противоречивой, неровной по материалу, кое в чем надуманной и рационалистичной.

Влияние Чайковского сказывается прежде всего в усилении лирического начала но сравнению с двумя предшествующими симфониями. Этой преобладающей лирической тенденцией определяется самый характер тематизма Третьей симфонии. Большинство ее тем отличается широким мелодически напевным складом и лишено конкретной жанровой характеристичности. Подобный тип обобщенной лирической мелодики не был совершенно новым для Глазунова — мы уже отмечали наличие такого рода мелодий в его «Лирической поэме» и элегии «Памяти героя». От этих сочинений тянутся прямые нити к ряду эпизодов Третьей симфонии. Но в симфонии мелодика этого типа впервые применяется Глазуновым в столь широких масштабах. Здесь уместно напомнить о позднее данной им характеристике Чайковского как «лирика-мелодиста», который «внес в симфонию элементы оперы». Это замечание относится именно к яркой «вокальной» выразительности и напевности инструментальных тем Чайковского, а не к особенностям его симфонической драматургии.

Такой же «вокальности», широты и плавности мелодического дыхания стремится достигнуть Глазунов в основных темах Третьей симфонии, окрашенных тоном задумчивого, сосредоточенного лиризма.

Мягкий задушевно-лирический тон устанавливается с самого начала в экспознцнн первого Allegro, темы которого, отличающнеси спокойствием и ясностью мелодических очертаний, существенно не контрастируют между собой. Главная партия основана на теме плавного, волнообразно нисходящего характера, которая излагается в первый раз скрипками на фоне равномерно пульсирующего аккордового аккомпанемента Деревянных. Обращает внимание легкая и прозрачная манера изложения, скорее квартетного, чем оркестрового плана:


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">