Это скупое указание нуждается в существенных уточнениях. Отдав большую дань изучению музыкальной культуры XVII и XVIII столетий, Юрий Всеволодович за последние годы увлеченно работает в области русской музыкальной медиевистики. Постепенно расширяется и его стойкий интерес к музыкальной классике; все чаще обращается он к искусству XX века, к сложной и взрывчатой, насыщенной событиями эпохе предоктябрьских лет. И. наконец, ценнейшим вкладом в науку явились его труды, посвященные многонациональной советской музыкальной культуре.

На жизненном пути Ю. В. Келдыша 1960—1970-е годы выделяются как период высокого творческого подъема, исключительной творческой продуктивности. Разнообразны задачи и темы, различны литературные жанры созданных им работ. А главное, именно в эту пору окончательно сформировался творческий метод ученого, прочно установившийся в советском музыкознании. Основные черты этого метода можно определить как построение широкой и объективной исторической концепции, с опорой па разработку конкретного документального материала. Руководящей же линией является марксистско-ленинское понимание исторического процесса в его диалектическом развитии, в сложном сплетении и борьбе противоречивых начал.

Огромное значение Ю. В. Келдыш придает предварительной стадии исследовательской работы во всех ее проявлениях: архивные розыски, изучение материалов и документов, реставрация и редактирование музыкальных памятников, тщательный музыкально-теоретический анализ исследуемого материала. В этом стремлении к точности, достоверности фактологического материала и к его стройной систематизации сказалась усвоенная им еще с юных лет высокая культура научного труда. «У нас иногда недооценивают значение чисто фактологической стороны исследовательской работы, —* сказал он в одном из недавних выступлении, на теоретической конференции «Развитие национальных культур». — Это,, по-моему, грубая ошибка, ведь факты—основа истории. Я бы сказал, что самый отбор фактов, их расположение, сцепление, последовательность — уже в этом проявляется исследовательская мысль» '.

Работы, созданные Ю. В. Келдышем в течение двух последних десятилетий, уже получили широкое освещение в. советской н зарубежной критике. Остановимся лишь на некоторых фундаментальных трудах.

Международное признание автору принесла изданная в 1965 году книга «Русская музыка XVIII века». В этом труде автор продолжил ценную традицию советского музыкознания, начатую учеными старшего поколения — Н. Ф. ФнндеЙзеном и Б. В. Асафьевым, подхваченную затем Т. Н. Ливановой, А. С. Рабиновичем и многими другими исследователями, сумевшими вскрыть важное, формирующее значение музыки XVIII века для русского искусства.

Однако Ю. Келдышу удалось найти в решении данной; темы свой угол зрения. Если вышедший в начале 1950-х годов двухтомный труд Т. Н. Ливановой продемонстрировал общую картину музыкальной культуры России XVIII столетия, но всех ее элементах и в тесных контактах с другими, смежными явлениями (что и отражено в самом названии книги; «Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом»), то исследование Ю. Келдыша преследовало иную, более специальную цель. Автор сосредоточил внимание на творческих вопросах, проблемах музыкального стиля, развития музыкальных форм и жанров, заложивших фундамент русской национальной композиторской школы.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">