Характерно проявляющееся у Глазунова в эти годы тяготение к программному симфоническому жанру. Детально разработанную программу, конкретизирующую образное содержание музыки, имеют все названные произведения, включая и «Восточную рапсодию». Сами по себе программные замыслы Глазунова не новы и не выходят из рамок привычного для Могучей кучки круга жанрово-эпических, пейзажных и сказочных образов. Но эти образы трактуются Глазуновым в чисто декоративном плане и, несмотря на пышный блеск и красочность звукового наряда, производят впечатление холодной, безжизненной застылости. Часто те ил» иные моменты словесной программы служат композитору только поводом для иллюстрации какого-нибудь колористн-

1 Римский-Корсаков A. H. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь в творчество, вып. 3, с. 86. 1 Там же.

* Римский-Корсаков И. А. Поли. собр. соч., т. 1, с. 204—205.

ческого приема, как это верно отметил Кюи в отношении симфонической фантазии «Лес»1.

это сочинение в первоначальном варианте возникло еще в 1882 году. Программа «Леса», основанная на мотивах русских народных сказок, близка фантастическим сценам корсаковских опер «Майская ночь» и «Снегурочка» и во многом могла быть непосредственно ими подсказана. Еще больше общих моментов у нее с симфонической «Сказкой» Рнмского-Корсакова; и там и здесь во вступлении дана фантастическая картина волшебного, зачарованного леса, затем образ стремительного полета или дикой, неистовой пляски (главная партия), в побочной партии — томное, заво-раживающее пение русалки2. Ряд корсаковских реминисценций рассыпан н в партитуре Глазунова.

Одной из причин того, что это произведение осталось в свое время неоконченным, послужила, быть может, резко критическая его оценка Балакиревым, который находил в нем отсутствие настоящей симфоннчностн, упрекал композитора в чрезмерной краткости тем и недостаточной самостоятельности музыкального материала3. Спустя несколько лет

1 «Можно подумать. — пигал Кюи в цитированном отшве. — что она была сочинена как оправдательный документ всем невероятным н небы-налым к>рьезам. нагроможденным в фантазии Глазунова» («Гражданин». -\» 77. 1887. 16 дек.).

* Приводим текст программы Глазунова: «Мрачен лес в ночную пору, когда деревья его принимают чудовищные очертании н временами издали слышатся какир-то таинственные звуки. Но вот откуда-то доносится шум; то страшные, фантастические обитатели лесного царства собираются на ночной пнр. Шум приближается: начинается дикая пляска. Среди нее слышится томное пение русалок. Страшный великан тяжелыми шагами проходит по лесу, все сокрушая на своем пути. Проносится бешеная скачка. Леший вырастает из пня. достигая чудовищных размеров. С рассветом, когда на небе начинают показываться розовые облачка, оргия понемногу утихает. Слышатся лишь ополоски псиня русалок. ■ те наконец замирают. Наступает утро. Вдали пастух играет на рожке. Птицы, почуяв утро, весело щебечут». Симфоническая фантазия Глазунова написана в форме сонатного allegro с вступлением и заключением.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">