В музыкальных увлечениях Глазунова этих лет нередко определяющим является интерес к внешним сторонам письма того или другого композитора, к какому-либо приему, взятому самостоятельно, вне общего художественного контекста. Его произведения конца 80-х н начала 90-х годов характеризуются обилием различных экспериментов в области фактуры, формообразования, оркестрового колорита, не всегда достаточно оправданных сущностью художественного-задания. Следы такого формального экспериментаторства носят на себе пышные и громоздкие, но не увлекающие содержанием музыки партитуры типа «Леса» (1887), «Моря» (1889) или «Кремля» (1890).

Первое из этих произведений, исполненное в Русском симфоническом концерте 5 декабря 1887 года под управлением Римского-Корсакова, получило резко критическую оценку со стороны не только противников Новой русской школы, но и Кюи. Весьма сочувственно отзывавшийся о предыдущих сочинениях Глазунова, Кюи был на этот раз беспощаден в своих суждениях. Не отказывая композитору в значительном таланте и отмечая ряд интересных деталей нового произведения, он заявлял, что «в целом «Лес* не производит впечатления, так как его привлекательные эпизоды теряются среди бесформенности, нагромождении н преувеличений». Весь большой талант и богатая изобретательность автора, по словам Кюи, потрачены напрасно, так как они направлены «на разрешение задач, слишком мало общего имеющих с музыкой,— пейзажа, звукоподражаний и курьезов» '.

Этот отзыв явился непосредственным поводом для опубликования Стасовым изобличающей статьи «Печальная катастрофа» против Кюи с перечнем всех его «падений» и «измен» делу борьбы за новую русскую музыку2, что заставило последнего выступить еще раз с более широким обоснованием своих позиций в известном обзоре под названием «Отцы и дети»'. Не касаясь здесь всех скрытых мотивов этой полемики и того, насколько правомерными являлись общие широкие выводы, к которым приходил Кюи во второй статье, нельзя не признать справедливой большую часть его конкретных критических замечаний по адресу данного гла-зуновского произведения.

Чрезмерное увлечение внешними колористическими эффектами и связанная с этим оркестровая «гигантомания» при сухости и бесцветности тематического материала свойственны п ряду последующих произведений Глазунова.

1 «Гражданин», № 77. 188/, 16 лек.

2 «День», 1888. ta 3.

'«Музыкальное обозрение», 1888, Л? 3. См. также: Кюи Ц. А. Избр. статьи, с. 381—386.

встреченных неодобрительно даже в кругу его ближайших друзей. Именно этими недостатками вызвано было временное охлаждение к творчеству своего любимого ученика, которое слышится в высказываниях Римского-Корсакова начала 90-х годов. «Восточная рапсодия» [Глазунова], которой я весьма лениво держу корректуру,— писал он С. Н. Крутикову осенью 1891 года,—-мне окончательно не нравится. Где' были мои уши, когда я ее до некоторой степени защищал от нападений других?»1. В другом письме к тому же адресату Римский-Корсаков замечает: «Слушал «Кремль» в. 4 руки — скучно; просматриваю «Восточную рапсодию» Глазунова— мелко и ничтожно...» И тут у него вырываются суровые и полные горечи обличающие слова: «La donna è mobile»— это музыка, а Глазунов — это только техника и условная, принятая современной модой и вкусом, будто бы красота»2. Преувеличенно резкий и скептический тон этих суждений, несомненно, отражает тяжелое, депрессивное состояние Римского-Корсакова в ту пору. Но в основе их лежало правильное понимание опасностей, связанных с односторонней направленностью творческих исканий Глазунова. И' Римский-Корсаков был одним из первых, кто горячо приветствовал появление его новых выдающихся произведений, когда он вступил в пору наивысшего творческого расцвета, «оставив позади себя пучины «Моря», дебри «Леса», стены «Кремля» и прочие сочинения своего переходного времени»3.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">