1 Как указывает Кюн. эта тема налается одним и1 вариантов широко распространенной на Востоке песни, которая ■ разных вилах была использована Глинкой для Персидскою хора ■ «Руслане м Людмиле» * РнмскнИ'Корсаковым для трс|ьсй части гимйкжниткой сюиты «Ам-*ав»—'С.'~1м1. власти».

Очерки и исследования по истории русской музыки

Далее в скрипичных фигурациях из дополнения к первому разделу побочной партии вырисовываются очертания: начальных интонаций темы «Эй, ухнем!»:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Эта интонационная общность особенно заметна в начале1 разработки, где композитор создает новый вариант на основе объединения тематических элементов главной и побочной партий:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Активным движущим началом музыкального развития в симфонической поэме является тема главной партии, по своей интонационной структуре, как мы уже видели, тесно связанная с мелодией песни «Эй. ухнем!». Тема же побочной партии сама по себе не претерпевает существенных изменений и в дальнейшем динамизируется главным образом за счет внедрения в нес элементов главной партии. В заключительном разделе разработки она соединяется с отмеченной выше фигурацией в шестнадцатых1. При проведении темы побочной партии в репризе эта фигурация образует сплошной, непрерывный фон, придавая ей .характер стремительной пляски 3.

1 Здесь эта фигурация исполняется не скрипками, а флейтой и КЛОП нетом в октаву, что придает ей еще более «вихревой» характер.

* По рисунку эта фигурация напоминает начало репризы из «Тау-1-ры» Балакирева.

В заключительном разделе «Стеньки Разина» Апоа^е тло55о тема песни «Эй, ухнем!» вновь, как и во вступлении, проходит у медных (трубы и тромбоны), но теперь она звучит мощно и утверждающе, как победный гимн. Здесь эта тема впервые (и единственный раз) проводится полностью, вырастая до монументальных эпических масштабов.

Так путем последовательного развития песенного образа композитору удалось достигнуть цельного воплощения прог. рэммно-драматургического замысла. Благодаря различному се музыкальному освещению песня драматизируется и становится носителем многогранного, насыщенного действием образного содержания.

Во второй половине 80-х годов Глазунов вступает в полосу исканий, вызванных потребностью расширить первоначальную базу своего творчества. Не сразу, однако, эти искания получают ясную, отчетливую форму. Испытывая неудовлетворенность кругом более или менее устоявшихся эстетических представлений и норм бала к нревско-Корсакове кой школы, в рамках которого протекало его раннее творчество, молодой композитор в то же время еще не может с достаточной четкостью определить цель своих стремлений. Демонстративное отталкивание от ученически усвоенных на первых лорах стилевых принципов «кучкизма» соединяется у Глазунова с идейно-художественной незрелостью н известной ^устойчивостью взглядов. Поэтому он сравнительно легко поддается разным влияниям, не будучи пока в состоянии самостоятельно критически разобраться в обилии музыкальных впечатлений и отобрать из них ценное и необходимое для роста и укрепления собственной творческой индивидуальности. Выше уже было сказано о том. какое значение в творческом развитии Глазунова имело сближение с Чайковским и Танеевым, вызвавшее нескрываемое недовольство в балаки-ревско-стасонских кругах. В конце 80-х годов наступает пора менее глубокого и преходящего, но чрезвычайно острого увлечения Вагнером.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">