'Гиппиус Е. В. М Балакирев — собиратель русских народных «сен Очерк второй.—«Советская музыка». 1953. М 5, с. 62—63

«разгон» на доминантовом органном пункте, подготавливаю^ щий основной раздел — Allegro con brio.

Авторская программа дает весьма относительное к неточное представление о содержании этого вступительного раздела поэмы. Пейзажно-опнсатсльные элементы, акцентированные в тексте программы («Спокойная шнрь Волги. Долго стояла тиха и невозмутима вокруг нее Русская земля,, пока не появился атаман Стенька Разин»), очень скупо отражены в музыке и имеют лишь фоновое значение. Звучащие здесь интонации песни «ЭЙ. ухнем!» вызывали неизбежные ассоциации с образами тяжкого, подневольного бурлацкого труда, запечатленными н ряде произведений русской литературы и искусства 60—70-х годов. Это сопоставление не покажется неожиданным, если вспомнить о характерной для того времени постановке бурлацкой темы. Глазунову были несомненно хорошо известны стасовскис строки из работы «Двадцать пять лет русского искусства», написанные по поводу картины Репина «Бурлаки на Волге»: «Важнее и глубже задачи никто еще нз русских живописцев не брал. Скотоподобное порабощение простолюдина, низведение крестьянина на степень рабочей лошади, тянущей лямку бечевы, н это в продолжение долгих столетий — вот мысль картины... И целые столетия так проходили, мало кого удивляя, мало кого поднимая в щемящем и неутешном негодовании... Что за жизнь, что за судьба! И все-таки это были не элегические, плаксивые и жалующиеся бурлаки Некрасова, с «мерным похоронным криком», те, <чей стон у нас песней зовется»,—нет, это были могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушку»; «Эй. ухнем, эй. ухнем, ай-да. ай-да» —под грандиозные звуки ко торой, быть может, еще много поколений пройдет у нас только уже без бечевы и лямки»1. Такой образ скованной, порабощенной, но не сломленной народной силы возникает и во вступительном разделе поэмы.

В теме главной партии Allegro начальные пронации песни «Эй, ухнем!» преобразуются в энергичную, ритмически упругую басовую фигуру, тогда как у скрипок и высоких деревянных появляется стремительное, напористое движение шестнадцатыми, в рисунке которого можно обнаружить те же обороты:

Attain *о" brio

Очерки и исследования по истории русской музыки

Побочная партия, основанная на теме восточного характера резко контрастна по отношению к главной. Контраст достигается не только различием мелодического склада тем. но и средствами фактурного, оркестрово-тембрового порядка •и некоторым замедлением темпа. Созерцательная, с барка-рольныи оттенком мелодия излагается солирующим кларнетом на фоне прозрачного по инструментовке (аккорды арфы с выдержанными звуками деревянных н валторны и спокойными фигурациямн двух солирующих флейт), плавно колышущегося сопровождения. Замкнутое трехчастное построение побочной партии подчеркивает ее характер самостоятельного лирического эпизода. Однако интонационные связи со вступлением есть и в этой теме. Так. поступенио нисходящий квинтовый ход в основной ее фразе сходен по мелодическому рисунку с припевом другой бурлацкой песни «Дубинушка», обороты которой также звучат во вступительном Ап(1ап!е;


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">