1 В первоначальном варианте Andante было изложено n Des-du г со средней частью в h-moll (ГГ1Б. архив Глазунова. St ММ Таким образом, в основе его лежали две любимые тональности Балакирева. Впоследствии Глазунов транспонировал основные раздет Andante на полтона вверх (D-dur), а h-moll заменил тональностью cia-moll, изменив не только общин строи, ио и соотношение тональностей.

едавшее Стасова1. Его стремительная ритмическая энергия и напористость до известной степени оправдывают это первоначально данное наименование. Выразителен н контраст крайних разделов с легким, прозрачным трио, где в новом превращении появляется основная тема, напоминая здесь грациозный, немного игривый вальс.

Грузно размашистый финал возвращает нас к кругу «богатырских» эпических образов. Несмотря на отсутствие прямых тематических связей между крайними частями симфонии, они очень близки по характеру и содержат ряд общих элементов. Эта общность выражается в сходстве ритмической ■структуры тем при различном мслодико-интонациопном рисунке или в сходных способах изложения. Приемом непосредственной реминисценции Глазунов пользуется на протяжении финала лишь однажды, в экспозиции главной партии: вслед за первым ее восьмитактом в виде ответа у деревянных проходит основная фраза темы Andante, в результате чего чизнаружнвается неожиданная общность между двумя столь различными по содержанию образами. Развитие тематического материала в финал»4 основано на многообразных ритмических преобразованиях тем. причем различные варианты .даются часто в одновременном контрапунктическом сплетении. Так, в репризе тема главной партии проводится тромбонами и тубой в двойном ритмическом увеличении, а у деревянных и высоких, струнных в это время звучит стремительная фигурация, основанная на интонациях тон же темы, но в ритмически ускоренном движении.

Симфоническая поэма «Стенька Разин» примыкает к той же линии эпического «богатырского» снмгрониэма. с которой связана Вторая симфония. Не случайным явилось и посвящение ее памяти А. П. Бородина — наиболее яркого выразителя этой тенденции в «кучкистском» симфонизме. Влияние Бородина ясно ощутимо не только в общем замысле симфонической поэмы, но и в характере се тематнзма и в сочной декоративной манере музыкального письма, основанной на принципе «широкого мазка». Заслуживает внимания выбор темы Глазуновым для своего первого крупного программно-

1 Сохранился 12тактныи эскиз пьесы, озаглавленной «Демоническое <ксрцо>, в тональвоста вггев|1 фортепианном изложении, но с пометками, говорящими об оркестровом замысле. (Рукописный отд. ЛГК. Si 1514). По материалу этот набросок совпадает с основной темой скерцо Второй <имфонии.

симфонического произведения, свидетельствующий о свойственных молодому композитору вольнолюбивых настроениях и его увлечении романтикой стихийного народнического бунтарства.

Партитуре «Стеньки Разина» предпослана развернутая программа, составленная на основе народно-песенных источников. В центре программы находится известный эпизод с персидской княжной, брошенной Разиным в Волгу. Тем самым акцент переносится с социальных мотивов, лежащих в основе большинства песен и преданий раэинского цикла, на романтическую сторону образа «удалого разбойничка». Одним из моментов, привлекших Глазунова в данном сюжете, явилась, вероятно, возможность красочного сопоставления русского и восточного элементов, что, как мы видели, имеет место и во Второй симфонии. В «Стеньке Разине» этот контраст, идея которого, несомненно, была подсказана творчеством «кучкистов» (в первую очередь Бородина), играет еше более значительную роль и определяет соотношение основных тематических разделов симфонической поэмы.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">