Та же самая тема в ритмически измененном виде и в ином оркестровом изложении становится основой главной партии. Здесь она вызывает впечатление какого-то тяжеловато-неуклюжего пляса. Обилие «пустых» квинт и октав напоминает приемы игры на народных инструментах:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Гибкая, напевно-грациозная побочная партия уводит в иную сферу образов, напоминая полный неги и страсти женский восточный танец. Ориентальный колорит ощущается особенно по втором мелодическом построении, которое получает далее широкое развитие с помощью секвенций, усиливающих эмоциональную яркость и напряженность его звучания.

Очерки и исследования по истории русской музыки

В дальнейшем, однако, тема побочной партии не играет особенно активной роли, сохраняя эпизодическое значение. В разработке подвергается развитию преимущественно материал первой темы. При этом Глазунову удается придать ей единую, непрерывную динамическую устремленность путем сохранения почти на всем протяжении разработки остинат-ной ритмической фигуры1, заимствованной из главной партии. Надо отметить также остроумную игру гармонических красок, создаваемую цепью так называемых «ложных последовательностей» на остающемся неизменным по высоте, не энгармонически меняющем свое значение звуке es —dis:

Очерки и исследования по истории русской музыки

1 Источником указанного приема является разработка из первой части Богатырской симфонии Бородина. Ритмическая остннатность широко применяется Бородиным и в Первой (Es-dur) симфонии.

Этот прием, особенно широко применяемый композитором л первой половине разработки, способствует накоплению гармонической неустойчивости в соединении с внутренней статикой и скованностью, вызывая своеобразное ощущение какой-то грузно раскачивающейся могучей силы.

Основным средством развития темы главной партии служит ее гармонически-тембровое и ритмическое варьирование. Так. проводимая струнными в ритмическом увеличении (литера Q, росо piû tranquillo, Es-dur) она приобретает плавно качающийся танцевальный характер, далее, при сохранении того же мелодико-ритмичсского рисунка, благодаря изменению тембра (тяжелая медь вместо скрипок) и формы изложения ей придается торжественно-фанфарный облик. В новом, укрупненном ритмическом варианте и в динамизированной оркестровой звучности дастсн тема в репризе.

Вторая часть симфонии, светлое поэтическое Andante — дань бородниско-балакнревскому ориентализму1. Ее созерцательная лирическая тема, порученная кларнету, а затем скрипкам, идет на фоне излюбленного Балакиревым плавно колышущегося гармонического сопровождения. Густая сеть контрапунктирующих голосов и разные варианты сопровождающей гармонической фигурации увеличивают пышное полнозвучно оркестровой ткани. Mo при всем различии характера первой и второй частей в мелодическом рисунке темы Andanlc легко обнаружить общность с начальной, «заглавной» темой симфонии:

Очерки и исследования по истории русской музыки

В среднем разделе Andante эта же тема возникает в «явном» виде, несколько лишь ритмически измененная и приобретающая поэтому более мягкие, волнистые очертания.

Третья часть — «Демоническое скерцо», особенно восхи-


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">