1 «...Главная тема ее сочинена под впечатлением «Похоронной песни» Иакинфа Маглановичя из «Песен западных славян» Пушкина. Ритм начала этой темы тождествен с ритмом первой строки пушкинской» стихотворения» (Беляев В. с. 89; сч. также: ЛержановсчиА Вл Л. К. Глазунов. И. 1922. с. 9). На самом деле, если отбросить затактовый-начальный звук темы, то пушкинский стих легко подтекстовывастся под се первую фразу:

Очерки и исследования по истории русской музыки

трудно, однако, усмотреть прямую связь с сюжетом и образами пушкинского стихотворения. Музыка не содержит элементов развернутой повествовательной или драматургической сюжетности. Поэтому композитор отклонил и предложение Стасова\ связать содержание «Элегии» с образом и деяниями вождяХнацнонально-освободительной войны чешского народа Яна уКижкн '. Замысел произведения поясняет следующая, составленная автором и отредактированная Стасовым программам «Автор имел в виду героя идеального, которого жизнь не была ознаменована никакими жестокостямн, который сражался», только за дело правое — за освобождение народа от притеснения, — в мирное же время наполнял свою жизнь делами правды и общего блага. Смерть этого герои горько оплакивается народом, и его ожидает двоякая слава: слава земная и слава небесная».

Как видно из этого авторского комментария, Глазунов не стремился к созданию конкретного индивидуального образа героя. В музыке «Элегии» отсутствует также н определенная национальная характеристика. Ее основная, плавно и постепенно развертывающаяся тема несет в себе лишь самые общие черты славянской широкой распевности, напоминая лиро-эпическое траурное песнопение, в котором выражены всенародные чувства скорби о погибшем герое. Одновременно возникает и образ медленной торжественной поступи массы людей, создаваемый неизменной строгой размеренностью ритмического движения2. Монументальной строгости замысла «Элегии» соответствуют простота и ясность ее формы. В структурном отношении «Элегия» представляет собой сжатую сонатную форму с небольшой разработкой: первой сурово-скорбной теме противопоставлена более светлая вторая (соотношение тональностей cis-moll — D-dur), которая в репризе звучит как величественный апофеоз.

Первый период творчества Глазунова, протекавший в русле «кучкнетскнх» традиций, завершается двумя крупными симфоническими произведениями: Вторая симфония fis-molt и симфоническая поэма «Стенька Разин». Близкие хроноло-

• См. письмо Глазунова Стасову от 24 июня 1886 г. Как известно. Стасов еще в 1869 г. предлагал Балакиреву программу симфонического произведения «Иван Жижка» по стихотворному циклу Ленау. (Балакирев М. А.. Стасов В. В. Переписка, т. I, с. 270 -272).

* В эскизах имеются обозначения: «Marci funèbre». «Tempo di marcia» (ГПБ. архив Глазунова. Nt 17, 791.

гическиэти произведения родственны по замыслу и характеру музыкальных образов. Музыка их сохраняет черты яркой жанровой характеристичности, свойственной раннему глазуновскому творчеству. Но в отличие от предшествующих сочинений композитора, в которых элементы1 жанрово-быто-вого плана получали зачастую несколько внешнее выражение, здесь они подчиняются воплощению определенного художественно-образного содержания. Сам по себе тематический материал становится ярче, рельефнее и выразительнее, обогащаются фактура и оркестрово-га^моиическнй язык. Наконец, возрастает мастерство охвата крупного музыкального целого. Не отходя от свойственных «кучкистскому» симфонизму методов вариационно-красочного развития, Глазунов пользуется ими с гораздо большей свободой, гибкостью и разнообразием. Во Второй симфонии он достаточно уверенно лепит симфоническую форму на основе сопоставления отдельных более или менее законченных и самостоятельных кусков, установления подобия и различия между ними путем сближения контрастных построений или, наоборот, всевозможных «превращений» одного и того же материала. Тут отчетливо проявляется тот основной прием формообразования у Глазунова, который Асафьев образно определяет как «метод перемещения звучащих плоскостей по принципу тождества, подобия и сравнения»2.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">