В Лирической поэме чувствуется некоторое влияние Бородина, отчасти Балакирева (последнего — главным образом в приемах оркестрового изложения). Вместе с тем в ней

Вурго-Дюкудрэ делает к ее публикации следующее примечание: «Эта танцевальная песня в гинодориЙском ладе выделяется изяществом стиля и подлинной народностью своего характера. Мы ее записали в Афинах, во время праздника, из уст девушки, которая вела хоровод» (там же. с. 71). Глазунов утяжелил мелодию зтой песни, дав ее в значительно замедленном движении, в густой звучности валторн, чем в большой мере лишил присущей ей прелести. В главной партии, папротив, плавный лирический •напев (там же, Ю 7) приобретает характер оживленной плясовой мелодии.

1 31 октября 1684 г. Чайковский писал Балакиреву^ «Глазунов просил меня придумать название для его прелестной Des-dur'Hofl веши. Я старался, но ничего не мог придумать. Мне приходили в голову следующие названия: Дифирамб. Ода. Dialogue d'amour. Песнь трубадура. Intermezzo, Pezio lirîco, просто романс и т. д. и т. д.. но все >то не нравится мне» (Балакирев .4.. Чайковский П. Переписка Предисловие и примеч. С. Ляпунова. Изд. Ю.-Г. Циммермана, с. 84). Одно из предложенных Чайковским заглавий — Рено lirîco (Лирическая Пьеса), очевнд-«о, н оказалось приемлемым. В 1887 г. это произведение было издано под таким названием.

проявляется уже характерно глаэуновский, ясный, спокойно мечтательный склад лирики. Отдельные интонации основной темы отдаленно перекликаются с тлкнмн зрелыми произведениями композитора, как Первая соната для фортепиано и Первый концерт для фортепиано с оркестром. В мелодике Лирической поэмы почти нет таких оборотов, которые непосредственно напоминают какие-нибудь бытовые или фольклорные жанры. Таким образом, эта пьеса иожет считаться одним из наиболее ранних образцов обобщенной, не связанной с определенными жанрово-характеристнческнми задачами лирики в творчестве Глазунова.

Подобным же стремлением к углубленной, сосредоточенной лирической выразительности отличается элегия «Памяти героя», ор. 8, впечатляющая благородной простотой и строгостью выражения чувств1. Здесь лирика Глазунова приобретает более суровую, мужественно-эпическую окраску, что связано с лежащим в основе произведения программным замыслом. По сообщению В. М. Беляева, первая тема «Элегии» возникла у композитора под впечатлением одной из «Песен западных славян» Пушкина*. В пьесе Глазунова

1 Процесс работы Глазунова над этим сочинением был довольно длительным н сложным. Наиболее ранний его эскиз, содержащий большое количество исправлении (очевидно, позднепшего происхождении) ii перечеркнутых мест, датирован 3 марта 1881 г. (ГПБ, архив Глазунова. Л* 79). Имеется также другой полный партитурный набросок с пометкой: «Переделка окончена 9 августа 1882 г.. (ГПБ. архив Глазунова. М 83). Сохранилось еще несколько эскизов того же сочинения и план, в основном соответствующий последнему варианту (Рукописный отд. ЛГК. .\т 1367). Название пьесы несколько раз менялось («Песни славян». «Эпизод из жизнп западных славян» и, наконец, по-видимому уже на последнем этапе,—«Памяти героя»). В письмах к Балакиреву н Римском у-Корсакову оно часто именуется просто: «с1з-то1Гная пьеса». Окончательная редакция произведения относится к 1885 г.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">