В плане освоения молодым композитором традиций и приемов «кучкиэма» представляют интерес две увертюры на греческие темы — g-moll.op.4, и D-dur, op. 6. непосредственно примыкающие к Первой симфонии н по времени сочинения' и в стилистическом отношении. Тематический материал увертюр заимствован из сборника французского композитора и музыковеда Л. А. Бурго-Дюкудрэ «Тридцать народных мелодий Греции и Востока», составленного на основе личных записей, сделанных им во время четырехмесячной поездки по Греции в 1874 году. Сборник этот привлек внимание а кругах Новой русской музыкальной школы оригинальностью и свежестью опубликованного в нем материала, который оказался в большой мере родственным характеру знакомых уже русской музыке восточных культур. Установки составителя сборника, видевшего в интонационно-мелодическом, ладовом и ритмическом своеобразии восточных напевов один из плодотворных источников обновления европейской музыки, во многом совпадали с творческими исканиями Могучей кхчкн н потому должны были вызвать естественное сочувствие у ее представителей1.

Таким образом, в увертюрах на греческие темы Глазунов впервые широко соприкасается со сферой ориентализма, которая хотя и не имела дія него стать решающего значения, как для Балакирева. Бородина и Римского-Корсакова, но занимает достаточное место в его творчестве. При этом он пользуется уже установившимися в творческой практике композиторов приемами гармонической и фактурной разработки восточных тем. Однако конструктивно материал из сборника Бурго-Дюкудрэ подчинен у него принципу, связывавшемуся в творчестве старших мастеров Новой русской школы с иного рода тематикой. Первая греческая увертюра Глазунова представляет собой по форме почти буквальный сколок с увертюр Балакирева и Римского-Корсакова на русские темы. Она написана также в виде сонатного allegro, построенного на двух близких по характеру, не заключающих

1 В предисловии к сборнику, ВПИЧМ необычайную оригинальность собранных им напевов, не укладывпюшнхея в привычные нормы европейской музыки, Бурго-Дюкулрз писал: «Удалось ли нам доказать плодотворность применения полифонических средств к восточным гаи мяч? Восточная музыка, ло сих пор находившаяся а состоянии неподвижности m и исключительно мелодического ее склада, тогда устремилась бы на новый путь, который откроет ей полифония; западная полифоническая м> імка. ограниченная исключительным применением двух ладов -- мажорного н минорного, смогла бы иашонец выйти из своего длительного точения В результате «того расширения западные музыканты могли бы иолучиг* совершенно коны' источники вырюитглыюсти и еше не встречавтмеся на музыкальной палитре краски» (Bourganlt-Ducondray L A. Trente melodies populaires de Grèce et d'Orient 4. ed. Paris, 1876, p. 8—9). Cpaa-■им зти слова французского музыканта с иівестиьічи высказываниям.і Стасова ні письма к Ьалакнреву от 20 авт. I860 г. о возможности об-иоыгнлч современной европейской музыки, заложенных • ладовом богатстве и разнообразии русской народной песни (см.: Балакирев М. А., Стасов В. В. Переписка, т. I. M., 1970. с. 114—115).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">