Но в трактовке этих знакомых, привычных образов уже много характерно глазуновского. Таков прежде всего самый тип сюиты, основанный на чередовании различных не только в жанровом отношении, но и разнонациональных пьес преимущественно танцевального склада. Наряду с обычным для скучкистов» сопоставлением русского и восточного элемента встречаем и польский краковяк и итальянскую тарантеллу2. Такое же разнообразие национальных характеристик свойственно и камерным инструментальным сочинениям Глазунова, написанным в форме сюиты, и музыке его балета «Раймонда».

Сюита интересна и тем. что в ней намечаются некоторые приемы построения крупной циклической формы, впоследствии получившие широкое развитие в зрелом симфоническом творчестве Глазунова. Если вначале отдельные части сюиты возникали самостоятельно, без достаточной связи между

1 Наиболее поздней датой, имеющейся в полной рукописной партитуре сюиты, является 2 января 1887 г. Этой датой помечена пятая часть — «Восточный танец». «Пастораль» обозначена 8 декабря. «Элегия» и «Шествие»—15—16 декабря 1886 г. Партитура написана на бумаге разного формата, с многочисленными помарками и вклейками, что свидетельствует о неоднократных передедках, которым она подвергалась.

■ Так именовались первоначально пьесы, в окончательной редакции занявшие место первой («Сельский танец») и третьей («Карнавал») частей сюиты.

собой, то затем Глазунов упорно искал путей к их объединению в законченное симфоническое целое. Об этом свидетельствует следующее замечание в письыс Римскому-Корсакову от ft июня 1882 года: «Помните в сюите Adagio перед шествием. Я свяжу их педалью; тема Adagio отлично соединяется с темой финала, так что этим способом можно будет подойти к финалу». Речь идет о тоническом органном пункте в конце «Элегии», где в контрапунктическом соединении с темой этой части дважды (у валторны, а затем у флейт с гобоями) проходит финальная тема «Шествия».

Эта находка, очевидно, навела композитора на мысль о возможности создания тематических связей и между другими частями сюиты. Первой части — «Сельский танец» — предпослано медленное вступление, основанное на той же теме, что и «Шествие», но в минорном варианте. Таким образом, весь цикл получил единое тематическое обрамление. Эта же тема появляется эпизодически в среднем разделе второй части — intermezzo scherzando (при переходе к репризе) и дважды в четвертой части — «Пастораль» В финале Гл.1 'Лион суммирует основной тематический материал пред-шествующих частей, давая его в различных контрапунктических сплетениях. В этом смысле заключительное «Шествие» из сюиты предвосхищает синтезирующие финалы Четвертой и Седьмой симфоний. Конечно, по сравнению с монументальными масштабами этих симфонических финалов оно производит очень скромное впечатление, и техника контрапунктических соединений в нем довольно элементарна. Но важно, что здесь был найден один из характерных конструктивных принципов симфонизма, плодотворно развитый Глазуновым в дальнейшем.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">