1 Первоисточником этого структурного принципа, возникшего из стремления сочетать основы классического симфонизма с приемами развития, выработавшимися в практике русского народного музицирования, является гениальная «Камаринская» Глинки. Асафьев, анализируя ком-поншню «Камаринской», отмечает в ней наличие трех планов или направлений: «Первое —легко вскрываемая «сонатность» типа увертюры.. Второе направление — развитие типа вариационно-вариантного'... Третья направленность - - народно-ладовая...» (Асафьев Б. В. Глинка. .4. 1950. с. 239—240).

в последующих разделах сонатной формы, что приближает структуру анализируемого финала к развернутому типу двойных вариаций. С этим связана и не совсем обычная трактовка элементов сонатного allegro. Разработка строится в основном на развитии первой темы побочной партии.

В репризе изложение главной и побочной партий но сравнению с экспозицией значительно сокращено, окончательное же утверждение темы главной партии отнесено к коде, где она настойчиво и энергично проводится несколько раз подряд в новых вариантах.

Глазунову не удалось и здесь избежать некоторой моза-ичностн, создаваемой механическим чередованием одинаковых по построению кусков музыки'. Но, несмотря на пот общий недостаток произведения, финал выделяется среди остальных частей симфонии яркостью, разнообразием материала и обилием свежей выдумки в изложении и варьировании тем.

Параллельно с Первой симфонией Глазунов работал нал другими симфоническими произведениями, пробуя свои силы в различных жанрах и упорно стремясь к разностороннему овладению средствами композиторской техники. Уже в юношеские годы у него проявляется то богатство и изобилие творческой фантазии, при котором осуществление возникавших замыслов оказывалось зачастую физически невозможным3. Среди работ этого раннего периода некоторые так и

1 На опасность злоупотребления подобным приемом указывал н Кюн: «Здесь же укажу на один прием, который при частом и переборчивом употреблении может привести к рутине и к водянистости, именно; на частое, систематическое повторение вейкой музыкальной фрачы. Всяких: четырех тактов. Этот прием был употреблен без ущерба делу Шуманом в его бесконечно талантливой увертюре к «Манфреду». Этот прием употреблен почти без ущерба делу в последней части симфонии Глазунова — до такой степени в этом финале вдохновение бьет ключом. Но это редкие лишь исключения. Когда же этот прием обращается а привычку. то> он действует надоедливо и служит лишь раздуванию музыкальна', произведений, так как каждые сочиненные четыре тактл превращает и восемь» (Кюн Ц. А. Избр. статьи, с. 308).

* «Вспоминаю сделанное ни мне признание, — свидетельстпует А. В. ОссовскиЙ,— как до самых последних лет, когда фантазии его уж несколько угомонилась, каждое утро приносило ему новые и ноны,- музыкальные мысли в таном изобилии, что — бывали днн — невозможно было успеть занести их на бумаг)', а замыслы новых произведений гнездились в воображении, заставляя делать среди них решительный выбор, ибо все их исполнить ие было человеческих сил...» (ОссовскиЙ. с. 34—35)


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">