Превосходно написанный второй том учебника, посвященный творчеству классиков, обнаруживает тенденцию, которая последовательно развивалась в дальнейших трудах Ю. В. Келдыша: углубление стилистической проблематики, внимание к вопросам музыкального языка. II хотя материал второго тома, по сравнению с несколько расширенными масштабами первого, изложен более сжато (очевидно, в силу его разработанности), главная задача освещения истории русской музыки как процесса и здесь нашла убедительное решение. Несмотря на известную неравномерность в анализе отдельных тем и спорное решение некоторых вопросов ', «История русской музыки» Ю. В. Келдыша явилась важным шагом в развитии советского исторического музыкознания, его методологии, его педагогических принципов. А в творче-

1 Это касается ■ особенности третьего тона учебника, вышедшего черц несколько дет П9&41 и г освящен не го русской мушке конца XIX— начала XX веха. При всех ее несомненных достоинствах книга песет на себе неизбежную печать времени. В оценке отдельных явлений русской культуры (творчество Скрябина. Метнера. Стравинского) сказались догматические установки, типичные для музыкознания начала 1950-х годов. Однако • большей своей части третий том «Истории русской музыки» не утратил своей ценности и поныне (яркая характеристика творчеств* Глазунова и музыкальной культуры 1880-х— 1890-х годов, главы о революционной массовой песне).

ской биографин ученого этот первый фундаментальный труд ознаменовал полную зрелость его исследовательского таланта.

В 1947 году Ю. В. Келдыш вступил в ряды Коммунистической партии. 50-е годы для него были временем усиленной, напряженной работы — не только литературной, творческой, но и руководящей, организационной. В 1950 году он переезжает в Ленинград и вступает в должность заместителя директора по научной части Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии, во главе которого стоял тогда выдающийся советский музыковед А. В. Оссов-скнй. Одновременно Ю. В. Келдыш ведет специальный курс истории русской музыки в Ленинградской консерватории, принимает активное участие в работе Ленинградского и Московского отделений Союза советских композиторов, а в 1955 голу становится директором Института.

За несколько лет работы в Институте под руководством Ю. В. Келдыша были завершены н опубликованы такие фундаментальные труды, как первый том исследования Ю А. Кремлева «Русская мысль о музыке» (1954). «Вопросы музыкальной драматургии оперы» М. С. Друскина (1952). «Атлас музыкальных инструментов народов СССР», подготовленный научными сотрудниками Института К. Верт-ковым, Г. Благодатовым и Э. Язовицкой и впоследствии отмеченный Государственной премией РСФСР им. Глинки (1967). Иод редакцией М. С. Друскина и Ю. В Келдыша вышли в 1956 году «Очерки по истории русской музыки 1790—1825 голов» — первый развернутый труд, посвященный мало исследованному периоду русской музыкальной культуры прсддскабристского времени. Еще более весомым вкладом в науку явился двухтомный сборник о Глазунове ', созданный коллективом авторов (А. Гозснпуд. Ю. Келдыш. В. Красов-скан. Л. Разбей. Ю. Слонимский, М. Янковский).


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">