Тема главной партии (пример 2а), несколько «шумани-зированная» по своему облику2, вместе с тем содержит ряд характерных для Глазунова элементов. В ней можно усмотреть черты сходства со многими более поздними тематиче-

1 В одном из рукописных набросков скерцо имеется обозначение: ■*Сгасо\чак» (ГПБ, архив Глазунова, № 117).

г В п-ервоначальных записях этой темы она изложена вдвое большими длительностями, чем в окончательном варианте; легко заметить сходство с начальной темой симфонии Шумана Ев-а'иг:

Очерки и исследования по истории русской музыки

В этой связи уместно напомнить об исключительной роли, которую •сыграла эта шумановская симфония в выработке основ «кучкистского» •симфонизма. Римскин-Корсаков указывает на нес в числе образцов, которым он подражал, сочиняя свою Первую симфонию (Римский-"Корсаков Н. А. Поли. собр. соч.. т. I, с. 22). Еще раньше .Мусоргский, встретившись с Бородиным и желая его посвятить в круг новых музыкальных интересов балакиревского кружка, стал ему наигрывать от--рыаки из симфонии Es-dur. По-видимому, и для Глазунова эта симфонии служила одним из основных источников овладения крупной симфонической формой. В сохранившемся рукописном наброске автобиографии Глазунов пишет о себе: «В 1879 г. он познакомился с композитором Балакн-•рсвым. который, увидев его первые попытки н сочинения, очень ободрил Глазунова, посоветовав ему хорошенько изучить Бетховена. Шумана. Мендельсона и др.» (ГПБ, архив Глазунова, № 676: в автобиографическом очерке, опубликованном в 1893 г. в журнале «Петербургская жизнь», эти строки воспроизведены в ином виде н без упоминания Шумана).

скими образованиями. В частности, вторая тема из финала Шестой симфонии (пример 2 б) по мелодическим очертаниям и ритмическому строению почти полностью совпадает с основным мотивом данной темы:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Особую ритмическую остроту придает анализируемой теме синкопа в середине первого такта. Последование синкопированных и не синкопированных тактов вызывает ощущение постоянной смены размеров в 3Д и в в/я, что создаст своеобразные перебои ритмического движения. Известное ритмическое однообразие этой темы отчасти компенсируется легким, подвижным по характеру дополнительным построением, вносящим освежающий контраст, хотя и в нем сохраняется та же типическая «перебойность» движения, создаваемая чередованием стремительных накатов с неожиданными остановками:

Очерки и исследования по истории русской музыки

Симфония Шумана Es-dur оставалась одним из любимейших музыкальных произведений Глазунова до конца его жизни. Об этом красноречиво евндетельсгвует неопубликованная записка к сделанной им в 20-х гг. редакции шумановской партнтутры (см.: Юдин Г. Я. Из рукописного наследия.— В кн.: Глазунов. Исследования, т. I. Л., 1959).

Что касается «Пасторальной» симфонии Бетховена, под впечатлением которой, по приведенному выше свидетельству В. М. Беляева, у молодого композитора возникла первая тема симфонии, то следы ее воздействия трудно ощутить в произведении, за исключением первоначально избранной тональности F-dur. Скорее можно говорить о влиянии бетхо-венской Седьмой, сказывающемся в характерном ритме первой части симфонии Глазунова, в приемах секвенцнонного развития коротких мелодических отрезков н т. д.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">