деревню», у него создалась первая тема его Первой симфонии с ее спокойным н широким славянским колоритом, задуманная первоначально в Р-а'иг в трехчетвертном такте как тема симфонии, которую автор предполагал назвать «Славянской». Общеславянскому колориту, господствующему во всей симфонии, композитор противопоставил в скерцо и финале элемент национально-польский в двух польских народных темах, услышанных им в Друскениках от садовника их дачи. Из ннх вторая была мелодией запрещенной в то время песни про «москалей». С вполне созревшей идеен симфонии и с готовым материалом для нее юноша вернулся в Петербург»1.

Однако, несмотря на быстро и органично сложившийся план симфонии в целом, работа над ней протекала с большими, необычными для Глазунова впоследствии трудностями, о чем свидетельствует множество сохранившихся эскизов и рукописных вариантов, претерпевавших существенные изменения или совсем отвергавшихся автором2. Менялись не только форма изложения отдельных моментов, но и материал. Так. первоначально написанное Лпс1ап1е было заменено уже после завершения всей симфонии другим, совершенно отличным от него по характеру музыки5. Не сразу, по-видимому, возникло и скерцо в его существующем виде.

По характеру музыкальных образов и приемам развития Первая симфония Глазунова еще целиком «кучкистская» в:

1 Беляев В. Глазунов. Жизнь, т. I, Пг.. 1922. с. 30. (В дальнейшем сократ Беляев В.).

1 Рукопись Первой снмфоннн находится я архиве А. К. Глазунова в Рукописном отд. ГПБ н частично в Рукописном отд. Ленинградской государственной консерватории (ЛГК).

* В архиве Глазунова в ГИБ имеется хкизный отрывок М 122 с надписью «2-я часть Andante нз симфонии E-dur». изложенный на четырех строчках, в D-dur иа '/«- Можно предполагать, что *тот эскиз относится к Первой симфонии. Замена уже написанной медленной частн другой, совершенно отличной по материалу, была сделана но совету Балакирева, как об *тон свидетельствует запись в дневнике композитора от 22 июня 1881 г.: «Сегодня я получил от Балакирева письмо, которое меня озадачило: он советует мне делать минорное Andante». 24 числа следующего месяца Глазунов записал: «Итак, минорное Andante готово, стоит только его оркестровать» (Беляев В.. с. 33). В Рукописном отд. ЛГК имеется сше одни набросок Andantr из зтой симфонии, в f-rooll, со •торой мажорной темой, обозначенной «Польская тема» (>• 1493). Этот г,-..Ii относится, по-видимому, к начальному периоду работы над симфонией, когда она планировалась в тональности F-dur.

обнаруживает явные следы влияния учителей и духовных «отцов» молодого композитора. Вместе с тем авторская индивидуальность проглядывает как в обшем празднично-светлом строе ее музыки, ясности и уравновешенности формы, так и в некоторых особенностях тематнзма и фактуры. Основной тематический материал симфонии отличается яркой жанровой характеристичностью (исключением является лишь Adagio, выпадающее из стиля и характера произведения) и наделен четкой моторной ритмикой, придающей им характер таниевальности. Танцевальный склад присущ обеим польским народным мелодиям, использованным в качестве второй темы скерцо и темы главной партии финала.1. Он ощущается н в двух основных томах первого АИедго.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">