Сказанным ни в какой степени не ставится под сомнение высокая художественная ценность творчества Глазунова. Глазунов как симфонист достоин занять место рядом с величайшими мастерами русской классической музыки, традиции которых он не только бережно хряннл и поддерживал, но и обогатил новыми значительными достижениями.

Начало творческого пути Глазунова было необычным и почти беспрецедентный. После полутора лег занятий у Римского-Корсакова он выступил с первой симфонией, выдвинувшеи его сразу же в ряды крупных русских композиторов. Несмотря на юный возраст автора и небывало короткий срок подготовки, симфония являлась уже не ученической работой, а произведением мастера, хотя еще и не вполне зрелого, не до конца установившегося. По сравнению с более поздними и совершенными глазуновскими сочинениями техника первой симфонии кажется во многом элементарной и характер ее образов производит впечатление наивной, бесхитростной простоты. Но все же она осталась среди больших многочастных симфонических композиций Глазунова Первой, а не «юношеской» н вплетается в монументальную цепь его симфоний как одно из важнейших и неотрывных ее звеньев. Сам композитор при всей свойственной ему самокритичности чрезвычайно дорожил своей первой симфонией и неоднократно возвращался к ней в разные периоды жизни, внося в партитуру различные поправки и усовершенствования, не затрагивавшие, впрочем, существа замысла1.

Работа над Первой симфонией составила целый этап в' творческом развитии Глазунова. Обозначенная впоследствии как ор. 5, она была в сущности первым его законченным крупным произведением, и путь постепенного вызревания ее замысла являлся одновременно путем формирования основ творческого метода и мастерства молодого композитора.

Общая идея и план симфонии возникли у Глазунова летом 1880 года, спустя несколько месяцев после начала занятий с Ри чскнм-Корсаковым. В. М. Беляев сообщает в биографин композитора; «На лето Глазуновы поехали на дачу в Друсксники. Гродненской губернии. Под впечатлением этого переезда и под влиянием впечатлений, навеянных на юношу «Пасторальной» симфонией Бетховена с ее первой частью, изображающей «пробуждение веселых чувств по прибытии в

1 Среди рукописен Глазунова сохранились листки с отдельными испраялениммп. вносившимися им. по-видимому, непосредственно в партии инструментов при различных исполнениях симфонии. В 1929 г. партитура симфонии йыла заново просмотрена н проредактирована автором. В письме М. (X Штейнбергу от I аир. 1929 г. композитор писал: «Помня, клк Вы выступали во время моей болезни с моей первой симфонией. .... м-> Вам на днях ее в новой редакции. Прежнею и был не совсем доволен как в смысле бедности и пустоты гармонизации, так и со стороны инструментовки. В новом виде все выиграет» (Главной. Исследования, т. 2, с. 36). Как видно из дальнейших пмегм Глазунова к тому же адресату, работа над партитурой продолжалась до конца следующего, 1930 г. В 1932 г. новая редакция была издана в Лейнииге бе.тяевскны издательством.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒
1










© 2005—2017 Sasha (Colombina) Rakhman
Организация концертов | |
  • www.myspace.com/SashaRakhman/" rel="external">
  • www.flickr.com/photos/aheshi/" rel="external">
  • vkontakte.ru/sasharakhman/" rel="external">
  • www.facebook.com/sasharakhman/" rel="external">
  • www.lastfm.ru/music/Sasha+Rakhman/" rel="external">